Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

искусство и наука

Два вектора обновления эстетики. Обзор

Авторы: А.С.Мигунов, С.В.Ерохин

Движение в сторону обновления эстетики заняло весь ХХ век. Но и сегодня груз недосказанного столь велик, что он мешает эстетике двигаться дальше. Резкий протест против устаревшей эстетики прозвучал на страницах известного в своё время сборника «Анти-эстетика» (1983) [Foster 1983]. Авторы вошедших в него статей: Ф. Джеймиссон, Ж. Бодрийяр, Ю. Хабермас, Р. Краусс – сошлись тогда на том, что термин «анти-эстетика» характеризует основные искания послевоенного искусства. Речь шла, в основном, о постмодернистском искусстве, хотя и в модерне, как будет показано ниже, обновленческий пафос был не менее заметен; там совершались открытия, далеко опередившие своё время (см. об этом: [Хабермас 1992]). Назовём все это первым вектором обновления эстетики. Другим вектором такого обновления становятся дигитальное (цифровое) и биологическое искусства; в их осмыслении эстетика делает только первые шаги. (здесь и далее приведен авторский текст - ред.)

Аура произведения искусства: узнаваемое и ускользающее

Автор: О.А. Кривцун  (перейти на авторский сайт)

Одухотворенность произведений искусства как наиболее общее качество художественности воспринимается человеком через множество более частных измерений: как ток эмоциональности картины, как воздействие ее скрытой символики, как гипнотизм цвета, света, рисунка, всей визуальной архитектоники холста. ХХ век породил понятие художественной ауры, которое тут же оказалось, как нельзя кстати: стало важнейшим мерилом подлинности произведения, подтверждающим его принадлежность миру высокого искусства, более того – получило трактовку как атрибутивное свойство художественного творения в прошлом и настоящем.

Монумент на двух континентах

Автор: Сергей Орлов

Рождение нового света  Рождение нового человека

История человечества отмечена чередой великих событий, которые с течением времени не меркнут, не утрачивают своего могущества, остаются вечно значимыми, актуальными, сомасштабными всем временам и эпохам. Такова героическая эпопея дона Кристобаля Колона, открывшего новый континент, развернувшего свиток нового этапа в истории человечества.
Сошлись два мира. Событие такого масштаба не отдаляется во времени, сквозь сотни и сотни лет остается действенным, побуждающим верить в созидательную силу провидческих идей. Колумб не только открыл Новый Свет, но, осуществив четыре экспедиции, утвердил необратимую историческую связь двух континентов.
В два часа ночи 12 октября 1492 года матрос Родриго де Триана первым увидел землю, ударил пушечный выстрел, корабли легли в дрейф. В этот день Колумб высадился на одном из островов Багамского архипелага и установил на новой земле кастильское знамя. В честь Всевышнего, хранящего и ведущего мореплавателей, он назвал благодатный остров Сан-Сальвадор («Святой Спаситель»).

Скульптурные произведения Зураба Церетели

Автор: Елена Романова

Ростропович

Любое произведение искусства неизбежно несет на себе отпечаток времени, в которое оно создается.
Ладо Гудиашвили писал: «В одном я твердо убежден – искусство не может существовать вне конкретного времени. Каким бы крупным ни являлось произведение, как бы высоко ни была его башня, прочен фундамент и первые этажи, оно должно пребывать в том времени, в котором создается. Другого не дано, и потому искусство вечно. Его формы, мысли, которые оно несет, – лишь выражение бытия времени, его неотъемлемые черты».
Впоследствии образы произведений каждой эпохи составят культурное наследие общества, но прежде превратятся в символ своего времени, оказывая влияние на сознание современников, сохраняя и пополняя их историческую память.

Город как символ

Световое шоу МГУ

Автор: О.А.Кошкин, архитектор, академик РАХ

 В последнее время с большей, чем прежде, силой возобновилась дискуссия о судьбе исторического наследия городов и о допустимых пределах их обновления. С резкостью были высказаны позиции тех, кто хотел бы сохранить все или почти все памятники зодчества, имеющие и не имеющие официальный статус, но важные для образа города, и тех, кто настаивает на их «реконструкции». Последняя оказывается обычно или строительством старых зданий заново, или включением их в современные комплексы.

Исповедальная живопись

эльбрус

Автор: Ада Сафарова

Живопись как медиа считается неактуальной стратегией, и все же высказываются в этой технике и те, кто рассматривает ее только как материал холст-масло, и те, кто оперирует энергиями вибрации красок. Среди последних – работы Александра Рубца, художника и педагога из Пятигорска, его выставка недавно состоялась в Москве. Для художников живопись привлекательна тем, что поле свободы здесь остается едва ли не самым обширным. Автономность творческого процесса – одна из привлекательных для художников сторон станковой живописи. Также по-прежнему стимулом к живописи остаются интимность процесса, возможность аккумулировать в ней непосредственные наблюдения и личные размышления о жизни. Конечно, поиски новых художественных способов выражения этих человеческих потребностей изменили традицию лирико-философского пейзажа до неузнаваемости, и не только в силу обретенного искусством опыта, но и благодаря изменениям границ личности, в которой экзистенциальное оказалось сегодня опосредовано социальными, экологическими и экономическими коллизиями в обществе.

Диалог со временем

Земляне. Памяти Оскара Качарова посвящается

 Автор: Марина Клименко

Оскар Качаров, в совершенстве владея школой академического мастерства, шел в искусстве своим нелегким путем, избегая стереотипов и шаблонов. Его картины — яркие, часто с диссонансными красками, создающими ритмико-цветовую полифонию, звучат как аккорды современной музыки. Художник принадлежал к замечательной плеяде мастеров советского периода, творчество которых, отмеченное стремлением более глубоко осмыслить острые проблемы современности, высокой гражданственностью, поиском новых средств художественной выразительности, оставило яркий след в истории отечественного искусства.

Osсar Kacharov, achieving a highest levels of academic excellence, chose his hard-won way in the art, avoiding stereotypes and templates. His paintings are vivid, often presenting dissonant colours, creating rhythmic and colourful polyphony, they sound like the chords of contemporary music. The artist belongs to a remarkable constellation of artists of the Soviet period, whose works are marked by the desire to understand the pressing issues of our time more deeply. Presenting intense public involvement, authors like Osсar Kacharov found new means of artistic expression and left a bright trace in the history of the national art.

Цветоритмическая пластика

Авторы: Марина Клименко, Екатерина Павлова

В истории искусства известны случаи, когда автор, стремясь к максимальному выражению творческого кредо и как бы очищаясь от всего того, что представляется ему наносным и случайным, создаёт жёсткую логическую систему. При всей красоте умозрительного построения цена таких экспериментов - непосредственность переживания. Этого удалось избежать московскому художнику Оскару Качарову (1924-2007), принадлежавшему к той плеяде отечественных мастеров второй половины прошлого столетия, творчество которых отмечено активным поиском новых средств художественной выразительности.


Цветоритмическая пластика

Оскар Качаров. Сольфеджио цвета 1959-1984 гг.

Свет в теории и практике итальянского Возрождения

форма фотона
Автор: Екатерина Павлова

Свет является универсальным понятием, сформировавшимся на пересечении религиозных, философских. эстетических и научных представлений. На протяжении веков свет служил средством всеобъемлющего постижения мира. В теории и практике изобразительного искусства свет - одна из центральных проблем, а интерпретация оптических законов - основа моделирования художественной формы. Проблема эмоционального восприятия света, цвета и тени в произведениях изобразительного искусства приводит к вопросу о том, что вкладывается в само понятие «искусство» в определенный исторический период. В настоящей монографии прослеживается эволюция античных и средневековых представлений о свете и формирование концепции света в изобразительном искусстве эпохи Возрождения.

Глава 1. Становление теории зрительного образа
Зарождение представлений о функциях света в создании зрительного образа
Античные философы о свете и зрительном образе
Неоплатонизм. Понятия света и тьмы в трактатах Средневековья

Глава 2. Зрительные теории итальянского Возрождения
Трактаты Л.Б.Альберти: представление о красоте, геометрия перспективы
Оптика Леонардо да Винчи

Глава 3. От теории к художественной практике
Антропоцентризм эпохи Возрождения
Теория света и творческий метод художников итальянского Возрождения


культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).