Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

искусство и наука

Город как символ

Световое шоу МГУ

Автор: О.А.Кошкин, архитектор, академик РАХ

 В последнее время с большей, чем прежде, силой возобновилась дискуссия о судьбе исторического наследия городов и о допустимых пределах их обновления. С резкостью были высказаны позиции тех, кто хотел бы сохранить все или почти все памятники зодчества, имеющие и не имеющие официальный статус, но важные для образа города, и тех, кто настаивает на их «реконструкции». Последняя оказывается обычно или строительством старых зданий заново, или включением их в современные комплексы.

Вопрос об историческом образе города не есть лишь профессиональная проблема зодчих. Они могут только предложить способы реализации принципиальных решений, принятых либо политиками, либо всем обществом в целом. Речь, конечно, не идет о социологических опросах и референдумах. Выработка же отношения к истории своей страны и своего города не может решаться подобными способами. Она требует много более сложного и обязательно долгого пути формирования нового понимания наследия предшествующих поколений, его роли в национальной культуре. Только после этого может с успехом формироваться художественный образ древней столицы.
На протяжении всей истории сохранялись только те сооружения и пространства (площади, священные рощи, холмы, источники вод), которые объявляли религиозными или государственными реликвиями, а также те, которые считались достойными для подражания. Часто функции сооружения совпадали: афинский Парфенон был и наиболее чтимым храмом богини Афины Паллады, и самой совершенной из построек, на него ориентировались многие поколения античных зодчих. Собор Св. Петра в Риме прославлял место захоронения апостола Петра и в то же время был образцовым сооружением для архитекторов Возрождения и последующих эпох.
В советское время старая Москва имела в идеологическом смысле неопределенный статус. В коммунистическое будущее она вписывалась с трудом, слишком много в ней заключено воспоминаний и символов истории царской эпохи. Практические потребности советской идеологии тем не менее требовали наглядных свидетельств вековой устойчивости государства и средств для воспитания патриотизма, кроме того, доказательств высокого уровня культуры, причем таких, что они несомненно признавались бы во всем мире. Московские архитектурные памятники с их яркими, выразительными художественными образами и связью с основными событиями российской истории удовлетворяли этим критериям. Однако для большинства москвичей город был не государственным, идеологизированным пространством, а местом привычной, обыденной жизни, вызывающим привязанность и любовное чувство.
После советской власти образовался вакуум в представлениях об исторических ценностях города. Сохранившиеся подлинные памятники продолжали выполнять свою историческую роль. Они не приобрели смысла новых символов города и государства. Статус Кремля, например, практически не изменился в глазах общества.
Авангардом новой архитектурной идеологии города после распада СССР стали уничтоженные коммунистами сооружения прошлого, обладавшие в дореволюционное время значительной смысловой наполненностью. Идеологический вакуум в столице стал заполняться «новым» прошлым, «сверхсовременной древностью» — реконструкциями исторических московских зданий в натуральную величину.
Началось это скромно — с небольшой церкви Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади. Восстановление расположенных рядом с ней Иверских ворот Китай­города и часовни при них, в прежние века одной из самых почитаемых в Москве в силу обладания чудотворной Иверской иконой, привлекло уже много больше внимания.


Воскресенские Иверские ворота Китай города, 1900 г.

 

         

Иверские ворота - современный вид

Тут произошло «столкновение интересов» древних и советских исторических пластов. Иверские ворота затруднили привычный проезд техники во время парадов на Красной площади. Сначала это вызывало ностальгию по ушедшей военной мощи, но в конце концов все сошлись на том, что таким образом подчеркивается наше миролюбие. После того как была застроена Манежная площадь, где в коммунистические годы военная техника накапливалась, вопрос и вовсе отпал.
Возведение заново храма Христа Спасителя стало кульминацией нового историзма в современном преобразовании Москвы. И сегодня остается немало противников этой масштабной реконструкции. Однако представьте, что на том же месте возвели бы торговый центр или элитный жилой комплекс, что непременно бы случилось, если бы не появился храм. Законченный к двухтысячелетию Рождества Христова, которому посвящен собор, он стал одним из самых ярких памятников в мире, отметивших смену тысячелетий.
Сколько всего ни было сделано во всех странах мира, никто и нигде не создал столь грандиозного монумента академической традиции в изобразительном искусстве. Причем для России это было естественно. Нельзя не признать, что именно данная традиция доминировала в художественной культуре императорской России, по крайней мере триста лет. В храме Христа Спасителя была аккумулирована сумма наших воспоминаний о ней.

     

Храм Христа Спасител, 1893 г.                                                                 Храм Христа Спасителя после реконстркуции


Храм проявил себя с еще одной неожиданной стороны. Его грандиозный силуэт, высоко поставленный купол оказались способными мобилизовать то, что осталось в городе от пространства XIX столетия. Улицы, переулки, мосты вновь получили ориентир, к которому они когда-то были направлены, что возродило их смысл в городской структуре. Если идти по Бородинскому мосту от Министерства иностранных дел на Смоленской площади, появляется огромный золоченый купол. Становится ясно, что мост, кстати, посвященный, как и собор, победе в войне с Наполеоном, был ориентирован на купол храма, на стенах которого начертаны имена всех российских офицеров, погибших в Наполеоновских войнах.
Новый историзм потерял в Москве свою силу по завершении храма Христа Спасителя. Наверное, прежде всего вследствие дороговизны, но и не только. Если бы строительство уничтоженных в прежние времена зданий продолжилось, то идея города стала бы подчеркнуто ретроспективной. Это явно не соответствовало намерениям ни государственной, ни муниципальной власти.
Идея восстановления утраченных символов прошлого в середине 1990­х сменилась новым представлением о Москве, как о городе европейской цивилизации, современном мегаполисе, рожденном новой Россией. Преобразование дорожной сети, создание современных развязок, строительство «третьего кольца» добавило образу Москвы непременные черты современного западного урбанистического центра, хотя до окончательного решения транспортных проблем еще далеко.
Наконец, почти европейские магазины заняли советские торговые площади. Среди великого множества роскошных модных бутиков, в которых не часто встретишь большое число покупателей, они кажутся скорее символами, чем реальными коммерческими предприятиями.
Основные архитектурные усилия в последние годы были сконцентрированы на создании элитного жилья и строительстве банковских зданий. Несмотря на различные функции, в стилистическом отношении эти здания почти одного интернационального стиля. Для жилых построек вошли в моду неоклассицизм и неомодерн, апеллирующие к московской архитектуре начала XX века или советскому ампиру, но очень редко приближающиеся к художественному уровню своих образов.
Плоские фасады с колоннами скрывают за собой очень похожие строительные технологии со стальным каркасом и стенами из многослойных материалов.
Новая архитектура Москвы мало кого удивляет своим качеством. Она поражает другим — соотношением с историческим наследием города. С удивительной быстротой исчезают старые скромные здания по всему историческому центру столицы.
Выдающиеся памятники старины постоянно реставрируют, и все большее их число начинает выглядеть «с иголочки». Постепенно они потускнеют и станут смотреться благороднее, московская погода и экология быстро вернут постройкам патину старины. Трудность заключена в другом. Сохранение исторического архитектурного наследия начинается с признания шедевров, объявленных памятниками общенационального федерального значения.
Однако чаще всего забывают об окружении выдающихся сооружений прошлого, о рядовой застройке, создававшей необходимый фон для восприятия прославленных зданий. Даже в советское время много говорили об «охранных зонах» памятников, в генплане Москвы 1970-х годов в центре был выделен ряд крупных районов, начиная с арбатских переулков, наименованных заповедными зонами, где историческая ткань города должна была сохраняться полностью. Эти идеи, по крайней мере на практике, ушли в прошлое.
Что же нам делать? Принимать город, в котором мы живем, таким, каков он есть, и спокойно отмечать его постоянные перемены, или сражаться за каждый старинный дом и всякий раз в этой борьбе терпеть поражение?
В идеале нужна не техническая концепция города, рассчитанная на те или иные транспортные потоки, на потребность в жилье и необходимость решения инженерных и других бесчисленных проблем Москвы. Нужна и художественная концепция столицы. Пусть даже утопическая, пусть это будет мечта, осуществимая или нет, покажет будущее, но концепция, в которой Москва будет считаться тем, чем она является, — цельным выдающимся памятником архитектуры и градостроительства.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).