Облака в реке. Ю. Изосимов (отрывки)
"К занятиям искусством ребенка, часто, подталкивает посещение художественных музеев, детских изостудий, являющихся, своего рода малыми музеями. Листы живописи, графики, натюрморты, пейзажи, портреты - атмосфера студии, вызывает у ребенка желание нарисовать что-нибудь самому. В это время важно предложить ему бумагу, карандаш и место, где бы он смог спокойно сосредоточиться на своей работе. Малыш нарисовал домик с окошком, дерево, травку, небо, солнце, себя и маму. Установив точку отсчета, он закрепил свое положение в пространстве".
«… Я с группой ребят в музее "Коломенское". Продвигаясь по берегу Москва реки, мы останавливаемся под шатровым храмом "Вознесения Господня", закрытым от нас высоким крутым склоном. Бегом поднимаемся наверх, и смотрим на шатер неба и шатер храма, вонзившийся в синеву. Отдышавшись, входим в церковь и по внутренней лестнице в стене храма, поднимаемся в шатер, из окна которого были видны церковь "Усекновения главы Иоанна Предтечи", Голосовой овраг, Георгиевская колокольня и облака, плывущие в реке...
Тема занятия: «Топография пространства в рассказе А.П.Чехова «Белолобый». О звездах в рассказе, конечно, ни слова, но мы силой воображения заставляем их мерцать между строк и между веток деревьев над головой волчихи…
Волчиха свалилась в хлев и несколько звезд отражаются в глазах перепуганных овец и ягнят. В зубах волчихи – звезда, светящаяся во лбу Белолобого.
Валик катится по стеклу, наезжает на типографскую краску и тонким слоем раскатывает ее. Краска валиком нанесена на линолеумную матрицу. Вот матрица на офортном станке. Плавное вращение штурвала и накрытый, сверху, фетром белый лист, прилепленный к матрице, проходит между станиной и стальными валиками. Поднимаем фетр и плавно отрываем бумагу от матрицы. Зеркальная феерия матрицы и отпечатка завораживает, и вот мы уже начинаем различать иллюстрацию пятилетнего Гоши к чеховскому "Белолобому"… Оттиск на бумаге отражается в матрице, как облака в реке…»
Техника линогравюры
1. Нарезка линолеума.
2. Перевод оригинального рисунка через копировальную бумагу на линолеум: синькой прикладываем копирку к тыльной стороне бумаги и закрепляем зажимами или скрепками. На открытой стороне бумаги выполняем рисунок. После выполнения рисунка, копирку снимаем, и на одном листе бумаги получаем рисунок с его зеркальным изображением с обратной стороны листа. Если рисунок выполнен без синьки, то с ним надо произвести все предыдущие операции. Для получения зеркального изображения рисунка мы проходим по нему шариковой ручкой. (При желании сохранить оригинальные рисунки, можно использовать копии, снятые на ксероксе). Прикладываем рисунок и копирку синькой к линолеуму, закрепляем зажимами и переводим зеркальное изображение (синька). Закончив эту операцию, снимаем рисунок с копиркой и шариковой ручкой или маркером обводим отпечаток на линолеуме.
3. Заточка резцов производится на наждачном круге, а их доводка на нулевой наждачной бумаге, сложенной вдвое наждаком вовнутрь. Закладываем сложенную наждачную бумагу между указательным и средним пальцами. Доводим заточку на нулевке.
4. Техника безопасности и соблюдения ее на всех этапах: Свободная посадка на стуле (спина опирается на спинку стула). Расстояние между столом и торсом 10-15 см. рукоятка резца закладывается в ладонь. Направляющий указательный палец, ставится на металлическое тело резца. Резцом, режущей кромкой (под углом 45 градусов), производим захват стружки. Опускаем резец, до положения удобного для резки. Рука с резцом неизменно движется перпендикулярно кромки стола. Изменения угла резки производится поворотом доски, а не поворотом резца. Все что нарисовано ручкой остается - остальное вырезается резцом.
5. Зачистку заусенцев, после завершения резки, производим лезвием безопасной бритвы.
6. Печать гравюр. Процесс печати - это череда операций. Готовим бумагу и валики для печати, готовим стол и стекло для краски. Наносим шпателем типографскую краску на стекло, раскатываем ее по стеклу валиком до тонкого ровного слоя на стекле и валике. Наносим краску валиком на матрицу (попросту на доску). Переносим доску на станину офортного станка. Винтами регулируем настройку станка на толщину доски, с положенной на нее бумагой для печати, газеты, фетра. Производим печать вращением штурвала офортного станка. После остановки, отпускаем регулировочные винты и медленно отделяем рукой отпечаток от доски. Проверяем качество печати (при необходимости производим доводку печати). Снимаем отпечаток с доски и прищепками крепим его к натянутому шпагату для просушки.