Оптика Леонардо да Винчи
Великий итальянский художник, скульптор, мыслитель, сочетавший в себе глубокого теоретика и практика, Леонардо да Винчи (1452–1519) оказал влияние на развитие всех областей знаний своей эпохи, в том числе и оптики. Он был первым мыслителем XV века, кто предположил, что субъективный визуальный опыт, отмеченный в оптике Евклида, и объективные законы линейной перспективы взаимосвязаны. Развивая положения Альхазена об ошибках зрения и о роли света в создании оптической иллюзии, он подробно исследует вопросы восприятия света, цвета и тени, вводит понятие зрительной силы, которая в отличие от зрительной пирамиды не сводится в единую конечную точку, а также приходит к выводу, что оптические свойства глаза действуют по аналогии с камерой-обскурой.
Всеобъемлющий характер деятельности Леонардо да Винчи как великого художника и учёного, стал очевиден, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия, которые должны были, по замыслу автора, стать энциклопедией всех наук.
Возможно, следуя Луке Пачоли, Леонардо намеревался написать развернутый трактат о живописи, некоторые главы которого были завершены к 1498 году. Если это так, то можно предположить, что часть текстов была утрачена, но многие схемы, которые дают представление об основном плане, уцелели в сохранившихся материалах - трактатах о живописи, о свете, о тенях, о движении, о теории и практике архитектуры, о движениях человеческого тела, о пропорциях.
Вазари упоминает также «Трактат о перспективе», который должен был служить вступлением ко всем сочинениям Леонардо по живописи и один экземпляр которого принадлежал Бенвенуто Челлини. Однако по свидетельству Луки Пачоли, Леонардо отказался от намерения писать трактат о линейной перспективе, узнав, что такой уже написан Пьеро делла Франческа.
«Трактат о живописи» Леонардо состоит из восьми частей:
первая книга рассматривает соотношение живописи и науки;
вторая говорит о том, как следует воспитывать живописца;
третья книга подробно описывает строение человека;
четвертая определяет способ передачи драпировки, уточняет свойства ткани;
пятая посвящена проблемам тени и света;
шестая – о деревьях и зелени;
седьмая – об облаках;
восьмая – о горизонте.
Первое упоминание о завершенном труде Леонардо относится ко времени его пребывания при миланском дворе. Так, Фра Лука Пачоли в труде «О божественной пропорции» пишет в посвящении герцогу Сфорца, что «в это время Леонардо уже закончил со всяческим старанием достойную книгу о живописи и человеческих движениях». Интересно свидетельство Бенвенуто Челлини, относящееся ко времени до 1542 года. Он говорит, что во время своего пребывания во Франции купил у одного бедного дворянина за 15 золотых экю копию с одного сочинения Леонардо.
«Эта книга была достойна удивительного гения Леонардо (я не думаю, чтобы когда-либо жил на свете более великий человек, чем он)… она касалась трех великих искусств – скульптуры, живописи и архитектуры… Среди прекрасных вещей, которыми была полна эта книга, я нашел трактат о перспективе, превосходящий все, что когда-либо было написано по этому предмету… Когда я находился на службе Франциска I, там был также и Себастиано Серли, который попросил меня дать ему этот удивительный трактат великого Леонардо да Винчи, чтобы сделать извлечения из его книг о перспективе, и то немногое, что он мог понять, он обнародовал…».
В «Атлантическом кодексе» и других манускриптах Леонардо были поставлены и решены задачи построения хода лучей в глазе и в камере-обскуре, рассмотрены вопросы аккомодации и адаптации глаза, дано научное объяснение действия линз, зеркал и очков, затронуты вопросы аберраций и изображения каустических поверхностей, приведены результаты первых фотометрических исследований, описаны технологии изготовления линз и зеркал.
Ему принадлежит разъяснение видения предметов двумя глазами в отличие от применяемого ранее рассматривания только одним глазом. Леонардо продолжает развивать научный принцип, который применил Альберти к искусству, однако в их принципах имеются существенные различия.
Там, где Альберти применяет логические конструкции умозаключений с тем, чтобы вывести общее правило, Леонардо обращается к непосредственному исследованию феномена, не уделяя внимания общим закономерностям. Хотя и для Леонардо, и для Альберти живопись понимается как наука, так как фундаментом для нее служит математическая перспектива и изучение природы. Разделяя идею, что живопись - это научное подражание природе, Леонардо во многом оспаривал представления Альберти, в том числе и его метод завесы.
В XV веке репрезентация телесности, так же как и репрезентация космоса, наполняется эстетикой трехмерных визуальных соотнесений. Эстетически важным становится то, что благодаря линейной перспективе человеческий глаз получил возможность увидеть панораму личностной взаимосвязи с универсумом, осознать себя как органическую часть природного целого. И если ранее оптика рассматривалась в контексте световой метафизики, то с конца XV века (во многом благодаря трудам Леонардо да Винчи по перспективе) происходит резкий сдвиг оптики в практическую область. Леонардо указывает на важность точности наблюдений. Без правильного расположения света и тени изображение не будет объемным. Если живопись не показывает объект объемным, значит, она не отвечает главному критерию – сходство с изображаемым.
По нашему мнению, на данном критерии необходимо остановиться и отметить, что свет, таким образом, служит не только основой геометрической оптики, но важен для выполнения практической задачи живописца, а именно создания объема. Оба эти качества направлены на подражание природе. Рассуждая о науке живописи и перспективе, Леонардо подчеркивает, что самым главным в живописи это то, что изображенные тела должны казаться рельефными, а фоны, их окружающие - уходящими вглубь.
Главным достижением живописца считалось умение «сделать так, чтобы плоская поверхность показывала тело рельефным», такое искусство – результат владения светотенью, и тот, кто в этом искусстве наиболее преуспел, заслуживает наибольшей похвалы. Рисунок светотенью использовалcя для построения четкости и контрастности изображения.
Наука живописи для Леонардо – это отражение изоморфизма природы и познающего разума, чувственного впечатления и научного опыта. В ритмической организации композиционных пространств, в характере построения композиции, в рисунках и ритмических фактурах наложения мазка прослеживается характерная для художника Возрождения цель: служить натурализму и точности, не забывая о роли художественного познания.
вернуться в раздел