Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

Глава 3. От теории к художественной практике

Теории света и творческий метод художников Возрождения

Мадонна с младенцем и святыми

Наиболее последовательно переосмысление концепции света осуществляется в итальянской живописи. В этот период живопись в Италии оказалась самой передовой среди всех видов искусства, и именно в ней процесс переосмысления средневековых представлений проходил особенно решительно, приобретая программный характер. Живопись создаётся средствами «светотеневой и цветовой оптики, переданной с использованием возможностей постепенно осваиваемой техники чистого масла и являющейся всецело достоянием глаза, изощрённого, сверхчуткого видения». «Светотень и пропадающие очертания составляют самое превосходное в живописной науке».

По словам Вазари, первым, кто независимо от нидерландских живописцев пришёл к идее использовать масло как связующее вещество для достижения прозрачных лессировок, был Доменико ди Бартоломео (1400/10-1461), получивший прозвище Венециано. В 1445 г. было написано для флорентийской церкви Санта Лючия деи Маньоли единственное подписное произведение мастера – алтарь, изображающий «Мадонну с Младенцем и святыми» (Флоренция, Уффици). Особую атмосферу картине придаёт присутствие в ней света и воздуха. Э.Гомбрих, считал, что ощущение пространственной чёткости и равновесия в этой картине зависит не только от линейной конструкции, но в значительно большей степени от присутствия света. И это проявляется не только в мастерстве владения светотенью, но и в потоке падающего солнечного света, что придаёт всей композиции «светлое» спокойствие.

Вазари говорил, что у Доменико Венециано гармоничное согласие цветовых решений - «amista dei colori» (содружество красок). Подобное содружество красок было способно передать в картине самое главное ее новшество: присутствие в ней света не как пластической светотени, создательницы иллюзии объёма, а как лёгкого, бесплотного потока света, устремляющегося внутрь композиционной модели в виде луча.

Свет заполняет пустоту глубинного пространства и превращает архитектурную конструкцию в неразделённую природную и жизненную среду. Он свободно проникает внутрь перспективно построенного пространства. Это придавало флорентийской живописи, благодаря ее светотеневой моделировки, качества скульптуры.

Пьеро делла Франческа, ученик Доменико Венециано, обладал особым умением точно воспроизводить природу и световые эффекты и детально трактовать пейзаж. Позднее его теория была воспринята Пачоли, Леонардо и Дюрером. Художники используют свет все свободнее и смелее. Работам Антонелло де Мессина, возрожденческий свет придал особую одухотворённость и поэтичность.

На протяжении всего XV столетия можно наблюдать совершенно очевидный процесс перевода категории света из метафизической сущности в материальную. Свет оказывается, как бы приручённым, его стремятся заключить в пределы картины. Самое главное для живописи – найти точно фиксированный источник света в картине, соответствующий реальному источнику света в помещении, чтобы не возникало никаких неожиданных, не поддающихся контролю художника эффектов, нарушающих правдоподобие.

Художники Возрождения «не любили» золото – они видели в нем не только характерный признак варварского средневекового прошлого, но и наиболее иррациональное, неподвластное воле художника живописное средство. В трактате Ченнини содержатся рецепты замены золота другой краской. Слова автора звучат символически: «Мы видим, как некоторые позолоченные поверхности сияют там, где они должны быть темными, и кажутся темными там, где они должны быть светлыми… Я хочу показать тебе краску, похожую на золото… Но остерегайся, как огня или яда, того, чтобы эта краска приблизилась к какому-либо золотому фону» . Золото уходит из живописи, приходит тень.

Но при этом именно в это время Леонардо приходит к открытию «сфумато» – особо нежной прозрачной светотени, смягчающей границы предметов, снимающей основополагающее значение сильных контуров, которые для Альберти были одним из элементов гармонии. Подобный живописный прием был основан на законе зрительного восприятия и представлял собой своего рода развитие античной теории «обмана зрения». Такой приём обеспечивал не только впечатление выпуклости, округлости объёмов, но и их связь с окружающим пространством. Главным средством живописи Леонардо для достижения единства фигур в пространстве была светотень, или сфумато. Вазари называет Леонардо даже изобретателем светотени.

Для Леонардо светотень не только служит для пластической лепки формы, но она как бы составляет и содержание окружающего фигуры пространства. Светотень и пространство для Леонардо становятся однозначными. Пространство не только видимо, но и осязаемо. Леонардо уничтожает всякую остроту линий, свойственную живописи кватроченто. Контуров больше нет, есть только неуловимые переходы от света к тени. Но леонардовское сфумато есть нечто большее, чем внешняя среда. Оно пронизывает тело насквозь. С помощью сфумато Леонардо проникает во внутреннюю жизнь предмета, узнает тайну его божественной красоты. Подобный приём служит одновременно формальным живописным целям и духовному воздействию на зрителя.

Стремясь сделать светотень предельно воздушной, Леонардо ставит задачу – использовать ее как основное средство пластической моделировки. На этом пути исходной точкой становится не световая среда, не атмосфера, а форма, с которой светотень оказывается тесно связана. Тем самым светотень превращается в функцию формы. Наряду с ракурсами он называет ее высочайшим достижением науки живописи. Для того чтобы скрадывалась резкость контрастов света и тени, художник советует не выставлять фигуры на яркий солнечный свет, а помещать между источником света и телами некий род тумана.

читать текст полностью

вернуться в раздел

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).