Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

традиционное народное искусство

Из архива Государственного российского дома народного творчества

Из архива Государственного российского дома народного творчества

Поленовскому Дому, преемником которого является Государственный Российский Дом народного творчества, исполнилось 100 лет. 29 декабря 1915 года состоялось торжественное открытие в Москве уникального для истории мировой культуры учреждения – Поленовского Дома. Факт его создания связан вековой традицией с историей развития любительства в России. В Доме были: зал на 300 мест со сценой для постановки образцовых, показательных народных и школьных спектаклей; помещения для репетиций, библиотеки, декорационных и костюмерных мастерских, инструктивной выставки. Здание было возведено по оригинальному проекту выдающегося русского художника, великого просветителя, академика живописи Василия Дмитриевича Поленова .


Хронология важнейших событий
Начало пути

1915 год

29 декабря 1915 года состоялось торжественное открытие в Москве уникального для истории мировой культуры учреждения – Поленовского Дома. Факт его создания связан вековой традицией с историей развития любительства в России. В Доме были: зал на 300 мест со сценой для постановки образцовых, показательных народных и школьных спектаклей; помещения для репетиций, библиотеки, декорационных и костюмерных мастерских, инструктивной выставки. Здание было возведено по оригинальному проекту выдающегося русского художника, великого просветителя, академика живописи Василия Дмитриевича Поленова в основном, на его средства при участии мецената С.И.Мамонтова, актеров, режиссеров МХТ, деятелей науки и культуры архитектором О.О.Шишковским.
Главная задача его устроителей – содействие устройству деревенских, фабричных и школьных театров. Основатель Дома так писал об этом: «В небольшом кружке близких по духу людей возникла мысль помочь народу в его стремлении к свету, в его жажде чего-то нового, высокого, в потребности жить не только жизнью материальной, но и духовной» … «жить творчеством» … «и вот искусство» … «есть одно из самых могучих для этого средств».
День открытия Поленовского Дома совпал с проведением Первого Всероссийского съезда деятелей любительского театра (27 декабря 1915 года - 8 февраля 1916 года) посвящённого вопросам развития народного театра в городе и деревне. Для участников съезда в Доме открылась выставка, на которой были представлены эскизы театральных декораций академика живописи В.Д.Поленова, модели сцены Петроградского народного дома, народные музыкальные инструменты.

1919-1929 годы

По решению новой государственной власти руководство театральным делом и народным творчеством в стране переходит в ведение Народного комиссариата по просвещению (Наркомпрос), где главными задачами становятся создание библиотек, изб-читален, народных домов, народных университетов, студий и красных уголков.
Поленовский Дом преобразован в Дом театрального просвещения им. В.Д.Поленова и по решению коллегии Наркомпроса передан в ведение Главполитпросвета, сосредоточив работу в помощь художественной самодеятельности. С1921 года Дом развивается как методический центр по организации всех жанров сельской художественной самодеятельности.
В 1925 году Художественный отдел Главполитпросвета реорганизует Дом театрального просвещения в Центральный Дом искусства в деревне имени В.Д.Поленова. Эта реорганизация была одобрена I Всероссийским совещанием по художественной политпростветработе. Задача Дома теперь – не только оказывать всемерное развитие сельской художественной самодеятельности, а и – «Осуществить смычку города с деревней по линии искусства».
Архивные документы сохранили годовой отчет Поленовского Дома за 1927 год, где приведены статистические данные о состоянии деревенской художественной работы в РСФСР и творческих успехах кружков.
«Сеть художественных кружков в избах-читальнях и красных уголках:
- драматических (не менее) – 20 000;
- хоровых, оркестровых, изобразительных и литературных – (не менее) – 5000.
Количество участников в них – 500000 человек. Существуют кружки на полной самоокупаемости. В течение года драматические, оркестровые и хоровые кружки дают до 40000 постановок и вечеров самодеятельности, обслуживая до 30000000 деревенского населения».
«Деревенский поэт стал находить место на страницах газет и журналов», - Это - отмечал во вступительной статье к первому выпуску журнала «Деревенский театр» за 1928 год и заместитель ответственного редактора Л. Субботин (он же - заместитель директора Поленовского Дома).
В этот непростой исторический период Дом, практически при отсутствии средств, организует трехгодичные курсы подготовки руководителей коллективов и однодневные консультации; четыре малых передвижных инструктивных театра для глубокой периферии; проводит методические конференции; постоянно действует учебно-методическая выставка (пособия, эскизы декораций, костюмы и т.д.).
По отчету Поленовского Дома в Наркомпросе отмечается его большая работа по деревенскому и клубному строительству, росту числа кружков в избах-читальнях и клубах и одновременно предлагается создание системы руководства этим массовым «культурно-самодеятельным движением крестьянства» по такой схеме:
В центре – Центральный Дом искусства имени В.Д.Поленова; в краях, областях – окружные, областные, краевые; в уездах, районах, волостях, крупных селах – опорные художественные пункты.

1930-е годы

Наркомпрос расширил функции Дома, поручив ему руководство всей художественной самодеятельностью не только деревни, но и города. Приказами Наркомпроса в феврале 1930 года Поленовский Дом был переименован в «Центральный Дом Самодеятельного Искусства в городе и деревне имени Н.К.Крупской» (ЦДИСК).
Началась работа по организации первых Домов самодеятельного искусства. К середине 1931 года их было создано девятнадцать и на первом же совещании их руководителей обсуждается опыт работы - организация художественной самодеятельности «как ударной, боевой и неразрывной части строительства социализма и классовой борьбы».
Задача Центрального ДИСКа – обеспечение сельской художественной самодеятельности репертуаром и кадрами руководителей. Положительную роль в этом играет журнал «Колхозный театр». Совместно с Союзом писателей при ВДНТ создается лаборатория профессиональных драматургов – Театр одноактной пьесы.
Коллектив единомышленников ЦДИСКа, искренне увлеченных идеей эстетического воспитания средствами любительского искусства, при содействии известных художников, музыкантов, театроведов, актеров организует первые в мире Заочные курсы обучения основам музыкального, театрального и изобразительного искусства. Теперь это Заочный народный университет искусств (ЗНУИ), который продолжает свою успешную деятельность больше 80 лет.
Идёт активное развитие сети государственных и профсоюзных клубов, домов культуры; утверждается положение о районном Доме культуры как методическом центре клубов района; проявляется забота о материальном обеспечении работников клубов, изб-читален. По Всесоюзной переписи 1935 года было зарегистрировано уже 51678 кружков, в том числе: театральных – 29143; танцевальных – 804; хоровых – 9303; музыкальных – (оркестров и ансамблей всех типов) – 9690.

1936 год

ЦДИСК им. Н.К.Крупской преобразуется во Всесоюзный Дом народного творчества имени Н.К.Крупской (ВДНТ). 21 сентября 1937 года Н.К.Крупская утвердила положение о районном доме культуры, как методическом центре района, которое фактически действовало уже с первых лет Советской власти.

Одновременно с развитием сети сельских культурно-просветительных учреждений в 30-е годы разворачивается активный процесс создания городских профсоюзных домов и дворцов культуры с более крепкой материально-технической базой и профессиональными кадрами. В эти годы создаются, наряду с государственными методическими центрами, профсоюзные городские Дома художественной самодеятельности, а затем открываются – Центральный Дом художественной самодеятельности ВЦСПС и Центральный Дом Красной Армии имени М.В. Фрунзе (для армейской самодеятельности). Таким образом, в 30-е годы была сформирована система головных органов и учреждений методического руководства художественной самодеятельностью разных ведомств.

ВДНТ совместно с домами народного творчества союзных республик в эти годы успешно проводит: Всесоюзную хоровую Олимпиаду; Первый Всесоюзный фестиваль народного танца; Выставки работ самодеятельных художников в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Всесоюзную выставку музыкальных инструментов; Всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Эти акции стимулируют развитие разных жанров любительского искусства.
Наибольшее внимание уделялось в этот период истокам национальных культур народов России и СССР – фольклору. Многие жанры фольклора, в том числе и эпические, активно бытовали в народной культуре, большинство крестьянских хоров были аутентично фольклорными. Проводятся декады национального искусства на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Широкий размах принимает в эти годы шефская помощь деятелей искусства.

40-е годы

Условия военного времени внесли изменения в формы работы ВДНТ. Лаборатория драматургов уже в первую неделю войны создала новый репертуар, став агитбригадой Московского военного округа. Мобильные группы, в состав которых входили певцы, музыканты, танцоры, чтецы, участники театральных коллективов, могли выступать и в госпиталях, и на призывных пунктах, на фронте, в заводских цехах и колхозах и т.д.
В Москве в течение первого месяца войны было организовано более 250 концертов художественной самодеятельности, а в 1941-1942 годах в воинских частях и госпиталях - около 3 000 выступлений. За два с половиной года войны (до 1944 г.) ВДНТ осуществил 650 месячных командировок творческих работников на фронт для постановки концертных программ армейской самодеятельности.
Выполнялась еще одна важная задача – создание репертуара и выпуск репертуарных сборников на актуальные патриотические темы. Весной 1943 года, в разгар войны, ВЦСПС организует Всесоюзный фабрично-заводской смотр художественной самодеятельности. Одновременно с этим СНК РСФСР утверждает 11 сентября 1943 года «Положение о проведении смотра художественной самодеятельности в сельских местностях и районных центрах РСФСР» (с 25 октября 1943 г. по 2 февраля 1944 года). Выполнение этих задач ложится на сотрудников ВДНТ и всех домов народного творчества.
Годы Великой Отечественной войны стали временем небывалого развития современного фольклора, и ВДНТ уделял особое внимание его собиранию. Особое место было уделено проведению конкурсов на лучшее фольклорное произведение о героической борьбе с фашистскими захватчиками, привлечению к этой работе народных сказателей.

50годы

ВДНТ им. Н.К.Крупской и Дома народного творчества на местах (а их к началу 1951 года насчитывается уже шестьдесят только в РСФСР) по-прежнему уделяли основное внимание главным проблемам в состоянии художественной самодеятельности – учеба кадров и обеспечение коллективов репертуаром.
ВДНТ разрабатывает и издает многочисленные учебные планы и программы обучения на курсах и семинарах баянистов-хормейстеров, руководителей музыкальных, театральных и хореографических кружков. Все большей популярностью пользуется учеба на Заочных курсах ВДНТ. Проводятся конкурсы на создание репертуара, укрепляются связи с издательствами по выпуску репертуарных сборников.

Самыми впечатляющими массовыми художественными акциями в этот период были две - Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности (1953-1954 гг.) и VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957 г.). Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности был проведен практически во всех домах культуры, сельских клубах Российской Федерации. В смотре участвовали коллективы всех видов и жанров любительского искусства и традиционного творчества – 89 тысяч коллективов и около 1 млн. участников.

В рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве были представлены лучшие любительские коллективы и исполнители, продемонстрировавшие уникальное по своему размаху, обилию видов и жанров, богатству традиций многонациональное народное творчество России и СССР в целом. Именно здесь впервые показали свое искусство фольклорные коллективы коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

1958 год

Всесоюзный Дом народного творчества имени Н.К.Крупской был передан в ведение Министерства культуры РСФСР и отныне именуется – Центральный Дом народного творчества им. Н.К.Крупской (ЦДНТ).
К концу 50-х годов завершилось создание творческих союзов и обществ в РСФСР. Всероссийское хоровое общество, председателем которого был избран великий дирижер-хормейстер А.В.Свешников, развернуло работу не только по организации своих отделений на местах, но с первых шагов включилось в повышение квалификации хормейстеров. Министерство культуры перестроило профиль подготовки клубных кадров в высших и средних учебных заведениях культуры. Теперь каждый выпускник института культуры получает профессиональную квалификацию руководителя определенного художественного коллектива: хора, оркестра, танцевального, театрального. В 1959 году – открываются 100 народных театров в районных домах культуры. Начинается создание народных театров юного зрителя и театров кукол.
Крупнейшим культурным событием стал Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности 1963-1965 гг. Впервые в практике проведения смотров были организованы заключительные зональные показы в шести крупнейших административных и культурных центрах страны – Ленинграде, Свердловске, Куйбышеве, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Хабаровске и столичных городах автономных республик.
Именно этот смотр показал небывалое многообразие видов и жанров самодеятельного искусства: народные театры и агитационно-художественные бригады; музыкальные и танцевальные коллективы; хоры народной песни и вокальные ансамбли, народные певцы и инструменталисты, чтецы; представители оригинального жанра; самодеятельные поэты, композиторы и художники; народные умельцы – мастера прикладного искусства, сельские фото- и кинолюбители. В государственных клубных учреждениях на начало 1965 года работало 134 тысячи коллективов, объединявших 1 млн. 550 тысяч участников.
Заключительные концерты смотра состоялись в Кремлевском Дворце съездов и Колонном зале Дома Союзов (март 1965 г.).
Укрепляются связи с творческими союзами и обществами, при всех жанровых отделах ЦДНТ создаются общественные секции, во главе которых крупнейшие мастера профессионального искусства.
Президиум Верховного Совета РСФСР учреждает Почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», сразу же отметив им 229 человек за заслуги в развитии культуры.
Проводится Всероссийский смотр самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в котором в концертах и спектаклях, конкурсах и выставках участвовало около 5,5 миллионов человек. В его рамках снова впервые - смотр детской (школьной) художественной самодеятельности, охвативший 12 миллионов школьников.
За время проведения смотра участники самодеятельности дадут 2 миллиона 250 тысяч концертов и спектаклей, обслужив 180 миллионов зрителей.
В период смотра совместно с творческими союзами и обществами специалисты ЦДНТ провели более 100 всероссийских и кустовых семинаров, стажировок, творческих лабораторий и конференций для режиссеров народных театров; руководителей музыкальных и танцевальных коллективов и коллективов художественного слова; авторов, пишущих сценарии для агитбригад; самодеятельных художников и кинолюбителей и т.д.

1966 год

Организационныйкомитет Всероссийского смотра художественной самодеятельности принимает важное Решение «О мероприятиях по сохранению и развитию лучших традиций в народном творчестве». К концу 60-х годов было завершено создание домов народного творчества в национальных округах и автономных областях. Теперь в РСФСР их стало 86.
Во всех регионах развернулась системная работа по изучению, собиранию и возрождению традиционной культуры: устного, инструментального, песенного и танцевального народного творчества, народного костюма, ремесел. При домах народного творчества создаются фольклорно-этнографические ансамбли песни и пляски; широкий размах приобрели фольклорные праздники; начинают издаваться сборники песен, танцев; создаются музеи народного творчества.

К середине 1975 года уже в 62 ДНТ из 86 были сформированы отделы, секции или творческие группы по фольклору. Эти годы характеризуются повышенным интересом к народной крестьянской культуре – возникает настоящее молодежное фольклорное движение во многих городах. Открытием 1971 года можно считать новое направление и в детском творчестве – организация фольклорной группы Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Неоценимую помощь в развитии народного творчества, повышении исполнительского мастерства коллективов, учебе кадров руководителей музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов внесли крупнейшие государственные профессиональные коллективы, художественными руководителями, основателями которых являлись талантливейшие музыканты, хормейстеры, балетмейстеры, фольклористы.
К концу 60-х годов полностью сложилась и система подготовки профессиональных кадров руководителей самодеятельного искусства в институтах культуры; открывались средние специальные учебные заведения культуры и искусства; продолжалось развитие детских музыкальных, художественных и школ искусств.
В практике укрепились перспективные формы творческого сотрудничества домов народного творчества, деятелей профессионального искусства и интеллигенции сельских районов.
Немаловажными событиями в деятельности методических служб России, повлиявших на развитие любительского творчества, народного искусства богата вторая половина 70-х и 80-е годы.
В 1979 году Центральный дом народного творчества имени Н.К.Крупской и Центральный научно-методический кабинет культурно-просветительной работы Министерства культуры РСФСР объединены в единый научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства – Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы имени Н.К.Крупской (ВНМЦ).
Успешно действуют, созданные в ВНМЦ творческая мастерская бального танца, фото клуб «Кадр», студия казачьего фольклора, ставшие основой для экспериментов по постановке учебно-воспитательной, творческой работы по названным направлениям.
В 1976 году – по инициативе и на основе фондов ВНМЦ им. Н.К.Крупской в Суздале открывается первый в мире Музей самодеятельного художественного творчества народов Российской Федерации.
Одна из интереснейших художественных акций проходит на ВДНХ СССР – показ самобытного художественного творчества, народного искусства народностей Севера и Дальнего Востока (январь-февраль 1982 г.). 700 участников – лучших коллективов и исполнителей из 15 регионов представили искусство 20 национальностей северян. Итоги были подведены на творческой конференции «Пути сохранения и развития народных традиций в современном художественном творчестве народностей Севера» с участием крупных ученых, мастеров искусств, педагогов вузов, специалистов методических служб.
Огромная работа была проведена специалистами ВНМЦ и региональных центров народного творчества по подготовке фольклорных коллективов России для участия в I Международном фестивале фольклора в СССР (август 1988 г.).
Одним из главных событий в рамках фестиваля стал фольклорный праздник «Россия встречает гостей», в Измайловском парке культуры и отдыха, где Российскую Федерацию представили 53 коллектива Этнографические и молодёжные коллективы и исполнители, народные мастера из различных регионов России познакомили гостей праздника с подлинными образцами фольклора, обрядами и ритуалами, декоративно-прикладным искусством. А в Центральном выставочном зале (Манеж) была организована выставка «Народное искусство РСФСР», на которой демонстрировали свое мастерство народные умельцы разных регионов России.

90-е годы

1992 год. ВНМЦ преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества (ГРДНТ). Главная задача – поиски новых форм поддержки художественных коллективов и руководителей, укрепление связей с ДНТ России, профессиональными коллективами, общественными формированиями, заинтересованными в развитии традиционной народной культуры и любительского искусства.
Создаётся Союз фотохудожников России, Международная Ассоциация любителей хореографического искусства, «Народная галерея», которая за истекшие десятилетия (с 1993 г.) провела больше двухсот выставок произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Исключительное внимание уделяется задаче сохранения, поддержке и развития всех видов традиционных ремесел и рукоделия: гончарство, вышивка, лоскутное шитье, косторезное дело, резьба и роспись по дереву, национальный костюм.
Конкурсная практика 90-х годов значительно расширялась, все больше новых жанров, национальных культур, современных исполнителей эстрадной музыки, танцев, всероссийских фестивалей детского творчества входило в жизнь любительского искусства.

На рубеже веков.

Первые десятилетия нового века привнесли немало нового уникального опыта в развитие всех видов и жанров любительского творчества, народного искусства. На всероссийских творческих конференциях обсуждается состояние и проблемы традиционной культуры и любительского творчества.
Аналитическая и научно-методическая деятельность в последнее десятилетие опирается на «Рекомендацию о сохранении фольклора», утвержденную Генеральной конференцией ООН еще в 1989 году, во исполнение которой ГРДНТ организовал в России несколько международных симпозиумов и семинаров. Развитием этой деятельности стало участие в международном проекте ЮНЕСКО «Провозглашение шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества», где ГРДНТ  выступил основным реализатором от российской стороны. В результате проведённой работы в первый список «Шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества», провозглашенный 18 мая 2001 г. на торжественной церемонии в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, включена уникальная традиционная культура семейских Забайкалья - группы старообрядцев-беженцев, высланных в Сибирь во второй половине XVIII века. Шедевром стал центр культуры семейских Тарбогатайского района Республики Бурятия. В октябре 2003 года при Комиссии по делам ЮНЕСКО в Российской Федерации на базе ГРДНТ был создан Российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия, благодаря активной деятельности которого, в 2005 году в третий список «шедевров» ЮНЕСКО был включен древний якутский героический эпос «олонхо».
Особую значимость и государственную поддержку в последние годы получили многочисленные региональные и всероссийские фольклорные праздники, конкурсы, фестивали фольклора, ремесел и народного творчества.
Все проводимые творческие акции в сфере народного творчества способствуют, с одной стороны, сохранению народной художественной культуры, выявлению уникальных подлинных образцов фольклора, самобытных исполнителей, с другой – развитию традиций и новых форм и проявлений народной культуры. Система включает в себя сотни международных, всероссийских и региональных фестивалей, которые являются наиболее яркой и привлекательной формой проявления национальных традиций. Они бывают многожанровыми, ориентированными на народный календарь, или специальными: фестивали народного танца, песни, костюма, ремесла и др. В любом случае эти акции преследуют благородные цели духовного возрождения, пропаганды народных традиций.
Среди наиболее известных и традиционных: международные фестивали народного искусства и ремесел «Садко» в Великом Новгороде и «Горцы» в Дагестане, «Содружество» в Ростове - на – Дону и «Бердемлек» в Башкортостане; всероссийские фестивали сельских хоров «Поет село родное», молодежных фольклорных ансамблей «Традиции», «Святки в Витославлицах», народной музыки «Играй, гармонь», детских фольклорных групп и юных исполнителей народной музыки «Серебряный ключ», «У Лукоморья», «Дежкин карагод», русского танца на приз Т. Устиновой во Владимире, на приз О.Князевой в Екатеринбурге, народной песни на приз Л.Руслановой в Саратове, «Родники России в Чебоксарах, «Хотмыжская осень» в Белгороде, «От Волги до Дона» в Волгограде, традиционные праздники Рождества, Троицы, Покрова, фестивали национальных культур в десятках российских регионов, праздники малых городов России.
Не меньший перечень составляют праздники и конкурсы по различным жанрам любительского художественного творчества: конкурсы академических хоров «Поющая Россия» и «Поющее детство», эстрадной песни «Голоса XXI века», духовых оркестров, классического танца «Душой исполненный полет», «Калужские театральные каникулы», циркового искусства «Арена юных», современного танца в Екатеринбурге, эстрадных театров в Кирове и многие другие.
Отдельной строкой выделяются проекты, направленные на сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного творчества. Среди них ежегодные региональные выставки произведений народных мастеров-любителей, Всероссийские выставки «Лоскутная мозаика России» в Иваново, «Вышитая картина», «Гончары России» в Твери и Вологде, «Русский костюм на рубеже веков» в Ярославле, «Русь мастеровая» в Москве, Чебоксарах, Иркутске, Челябинске, Всероссийский конкурс резьбы и росписи по дереву в Нижнем Новгороде, конкурсы золотного шитья, бересты, ткачества, многие другие.
В целях сохранения национального культурного достояния российского казачества учредили Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг».
Формой поддержки народного художественного творчества явился и  Всероссийский фестиваль народного творчества «Вместе мы - Россия». Особенностью этого фестиваля стала его ориентация на показ творчества преимущественно сельских художественных коллективов народной музыки, песни, танца, традиционной культуры, народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Задумывая фестиваль, ГРДНТ вместе с активом специалистов, ориентировались именно на российскую глубинку. Была поставлена задача искать таланты в отдаленных селах, поселках, деревнях, где уклад сельской жизни наиболее способствует сохранению исконной традиции. Значение, придаваемое поддержке народного творчества, отчасти выразилось в учреждении в 2002 году ежегодной премии за заслуги в развитии народного творчества «Душа России». Начиная с 2007 года премия приобрела статус правительственной и ежегодно вручается выдающимся деятелям, работающим с любителями по номинациям «народный танец», «народная музыка», «традиционная народная культура», «народный мастер», «народное пение». 
Сегодня коллектив ГРДНТ - это творческое содружество единомышленников, высокопрофессиональных специалистов по всем основным видам и жанрам любительского искусства, нематериального культурного наследия, информационной деятельности. В своей работе они опираются на всю систему региональных домов народного творчества, мастеров профессионального искусства, видных ученых, преподавателей вузов. Любой посетитель этого уютного особняка в Сверчковом переулке всегда получит доброе внимание и творческую помощь, новый опыт, новые идеи и в библиотеке, и в отделах видеотворчества, народной культуры, всех творческих отделах – это Дом открывающий таланты и помогающий их развитию.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).