Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

Творчество Игоря Ширшкова

Ритуальные «тексты» и «алфавиты» Игоря Ширшкова

Знак истины

Виталий Пацюков, 1997

Земля для жителей Западной Азии не внешняя форма, геометрическая конфигурация, как для эллина, и не закрытая, непроницаемая поверхность, как для индуса, а открытая его трудом многостраничная, многопластовая Книга. Здесь все становится историей, и художник, как ее творец и одновременно проводник, приникает к ее корням, прослеживает ее «вырастание», как наращивание пластов и слоёв субстанции. История рождает глубокое чувство внутреннего, она отзывается голосом сердца, пульсирующего в глубинах плоти. Но это потаённое, как бы очерченное магическим кругом пространство нуждается в постоянном его размыкании и преодолении, обретая свои смыслы в архетипе пути и дороги и в сакральных «стоянках». Магическое циркулировали вокруг озера Байкал, ритуальные перформансы, связанные с плоскостью его водного «зеркала», со «священной» поверхностью его берегов и «окрестностей», стали для Игоря Ширшкова не только синхронным физическим и художественным жестом, но и глубоко символической акцией, как бы синтезом полярно разведённых позиций – самоуглубления и страстной воли паломника, непрерывно движущегося или возвращающегося к «святому месту».

Уход из мира цивилизации оказывается в акциях художника парадоксальным способом не только возвращения в мир, но также и качественным преобразованием этого мира. Пространство его пластического существования становится тождественно психическому, физическому и нравственному состоянию (пресуществляясь в экстатическое сгущение энергии субъекта, как при сновидении).

Оно реально приобретает черты космоса в образах «космического алфавита» Игоря Ширшкова, где старое время исчезает, аннигилируется и где субъект полностью сливается с объектом, указывая на связь рельефа субстанции, пространственных мифологем Байкала с кардиограммой человеческого сердца и ориентиров его голоса. Это развитая повсюду субстанция создаёт абсолютно новый мир буквально с той же минуты, когда человек узнает о ее существовании, но первым шагом к ней является опознание этой субстанции в самом себе на путях внутреннего сосредоточения. Мир, открывшийся перед художником, - это космос переходов, где растение движется, как животное, а минерал истончается в дух, а дух в свою очередь закрепляется в знаках, в «следах присутствия» художника в мире. Этот мир периодически светлеет и проясняется, когда Всеединое бодрствует, и темнеет, когда оно засыпает.

Пространство знаков, переживаемое Игорем Ширшковым, лишь внешне отождествляется с плоскостью –в реальности оно состоит из спусков и подъёмов, оно изгибается, как синусоида, то создавая внутри себя ниши, впадины, плоскости самососредоточения, то возносясь из этих ниш вверх, трансформируясь в пики гор, как сферы особого просветлённого состояния Земли, вещества и человека. Здесь глубина как бы выворачивается в вышину, открываясь ритуальным «текстом», заложенным в генетике художника, и это пространство не только осязают внешними органами и созерцают умственным взором, но, главное, воспринимают сердцем, диктующим свой собственный ритм. Паломничество в магический мир Байкала, в его зазеркалье, которое традиционно совершает Игорь Ширшков с момента своего рождения, - это поиски Единого, где каждый миг уникален и неповторим, ибо в вечном потоке Перемен ничто не повторяется, где в точку стягивается Вселенная, а в мгновение – вечность.

Искусство Игоря Ширшкова – несомненно, поэтика вечных и неизменных начал жизни, проходящая как катарсис через хаос и алогичность, ведущая в конечном счёте к аскетичным иконологическим образам. Вечное в его искусстве проявляется в ритмическом возвращении одних и тех же структур –фундаментального алфавита, манифестирующего рождение и пределы человеческого сознания, генерирующего первосхемы истории и бытия и сближающего в нашем постмодернистском сознании знаки Каббалы, геометрию Платона и супрематизм Казимира Малевича. И в этом проявляется основная идея его творчества – идеал единства Духа, который, как в магических зеркалах, отражается в судьбах мира и человечества, в судьбах отдельных личностей – в пронзительных перформансах художника на «территориях» его искусства, где он всегда остается равным самому себе.

Рассматривая композиции художника, мы переживаем весомость иных измерений, мир «тонких» форм, его конкретность и реальность. Мы пробуждаемся от гипноза жизни и обретаем возможность видеть сквозь ее «маски и фантомы», скрепляя в синкретической акции «живое» пространство с «текстом». Возможно, здесь возникает встреча с архетипом текста и знака, с Х. Л. Борхесом, с французскими постструктуалистами р. Бартом и Ж. Деррида, переживается древнейший миф – миф о Мире как о Книге, столь свойственный культурной памяти Азии, где письмена начертаны прямо на земле.

Возможно, это тактика освобождения Письма, его расколдовывания через цитирование и повторное начертание «текста-ролика» пространства Байкала бескорыстной молитвой искусства. Словно ископаемый свиток, словно древний манускрипт рассматривается живопись Игоря Ширшкова на закате нашего тысячелетия. Знаковое искусство художника не только вспоминает, но и предсказует, уподобляя живопись тайнописи, отсылая его «Алфавит» к «космической азбуке» Велимира Хлебникова.

В этой художественной системе ищет себя не что иное, как язык универсализации и уничтожения всяческих границ, язык сближения живописи, музыки, слова и жеста, где внутреннее непосредственно переходит во внешний мир. Это глубокое чувство органики и единства живёт в каждом атоме живописи Игоря Ширшкова, вступая в постоянный диалог с историей, переживая ее конкретность и транслирую универсальные смыслы.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).