Все новости

Рут Уэбб. Эстетика сакрального пространства

Рут Уэбб. Эстетика сакрального пространства
Экфрасис в современном литературоведении является многомерным понятием. Неоднозначность его смыслового наполнения проявилась уже в античное время. Во-первых, экфрасисом назывался «жанр словесного представления отдельных или собранных в галереях произведений изобразительного искусства».

Приступая к описанию интерьера церкви Святой Софии в Константинополе, Михаил Диакон, живший в XII веке, сетует на сложность задачи: едва ли кто может описать в словах (заключить в дискурс) столь обширный и разнообразный предмет . Конечно, его жалоба — очень знакомое общее место риторики, часть ритуального captatio benevolentiae оратора. Но, как и во многих топосах, в нем содержится важная истина: описание, изображение визуального посредством слова, — труд сложный и поднимающий множество вопросов.

Стихотворный экфрасис церкви Святых Апостолов и семи чудес Константинополя, написанный в X веке Константином Родосским, был посвящен Константину VII . По какому случаю был сложен прозаический экфрасис церкви Святых Апостолов, написанный Николаем Месаритом, неясно . Полезно сравнить эти произведения с другими примерами экфрасиса. Экфрасис, включенный в панегирик построенной Паулином церкви в Тире стоит у истоков традиции экфрасиса церковных зданий и по этой причине заслуживает особого внимания. Энкомии Хорикия Маркиану содержат в себе ценные комментарии к проблемам описания, также как и гомилии Льва Мудрого и Фотия, прославляющие восстановленные или только что построенные церкви.