Вступительное слово президента Российской академии художеств З.К. Церетели
История художественного образования в России
ОЧЕРК ИСТОРИИ РЕФОРМ «АКАДЕМИЧЕСКОГО» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Автор: С.А. Гавриляченко, Народный художник Российской Федерации, профессор, секретарь Правления Союза художников России.
«Академическая школа» - старейшая из российских систем профессионального научения искусству. За два с половиной века практически непрерывного развития русская «академическая школа» эволюционно изменяла внешние формы, сохраняя фундаментальные основы «академизма» не столько как стилистического направления, а как одного из основополагающих начал европейской системы художественного образования. Россия заимствовала «академическую школу» извне, и так как она не была естественным порождением русской жизни, то потребовалось приложить значительные усилия и затратить более полувека на адаптацию чужеродных традиций, прежде чем они стали органичной частью отечественной культуры. Зарождение в Европе к середине XVI века «академической» системы научения изобразительным искусствам следует рассматривать как реакцию на оскудение возможностей ремесленного, цехового обучения. Знаком «академической школы» стало стремление к выработке в идеале унифицированных образовательных программ, обучающих самой своей сущностью, и достаточно автономных по отношению к достоинствам или недостаткам применяющих их учителей. Естественно, педагогика в области искусств по своей природе обречена быть «авторской» и ее результаты во многом зависят от творческой самодостаточности учителя. Реальная «академическая школа» включает в себя «авторское» начало. Фундаментальные принципы академизма рассчитаны на развитие в длительной исторической перспективе, в отличие от декларировано ярких «авторских» школ, обычно пресекающихся уже во втором поколении их адептов.
Структурность белого
Автор:Игорь Ширшков, академик Международной Академии Наук о Природе и Обществе по отделению «Художественный и индустриальный дизайн»
Изучение структурности архитектурных пространств, привели меня к пониманию взаимосвязи этого вопроса со знаками и символами различных культур и цивилизаций, а затем к исследованию структуры изобразительных пространств. В результате изучение этого вопроса привело меня к тому, что в моих работах я рассуждаю о структуре мироздания как о системе знаков и символов.
Точка
....продолжение
Среди исследователей современного естествознания существует мнение, что даже те элементы, которые принято считать первоэлементами, сложны по своей структуре, и мы не можем познать их до конца. В изобразительном языке точка является самым простым элементом, но одновременно и знаком. И как знак она несет в себе обозначение понятия первичности. Когда мы смотрим на точку, то видим обозначение первоэлемента и в этом смысле она абсолютна как знак и как символ.
Проект "Погружение в алфавит"
....продолжение
В древних алфавитах буквы всегда связаны с конкретным смыслом, с конкретным морально-этическим законом, содержат свою сакральную тайну.
Проект «Погружение в книгу»
.....продолжение
Эта работа стала продолжением проекта «Алфавит», пластическим и смысловым уточнением ранее созданных знаков, движением от буквы – знака до символа. В этом проекте произошло слияние уже разработанного ранее алфавита и символического языка общекультурного значения
Проект "Движение Белого"
.....продолжение
Когда мы говорим о площади в структуре населенного пункта, то подразумеваем некое «пустое» пространство, организованное архитектурными средствами (зданиями, рельефом местности, деревьями, скульптурой). Гармония этих средств создает ансамбль площади. Площадь – это некая «пустота», несущая своё содержание во взаимодействии с пластикой окружающих архитектурных объектов. «Пустота» организуется объектами и организует их, со своей стороны.
Проект «Картография Вселенной»
.....продолжение
Структура абстрактного произведения с одной стороны стремиться к плоскостному решению визуального ряда, но одновременно с этим обязано иметь погружение абсолютной глубины умозрительного прочтения. Пятно цвета в символическом контексте работает как пространство знака. Картинная плоскость в задачах картографии вселенной есть карта взаимодействия разных пространств, состоящих их элементарных геометрических тел, пятен, линий и абстрактных форм. В этом смысле, цвет в знаковой системе не цвет, а пространство или объект. Проект «Картография вселенной» - это гармонизация пространства авторской вселенной средствами творческого акта.
Проект «Линия – пятно»
Свободная, линия обладает художественной ценностью. Линия, проведенная по линейке несёт эстетическую характеристику. Первая характеризует понятие композиции, а вторая — изобразительной конструкции. Проект «Линия - Пятно» появился как противопоставление линии живописной – линии графической.
Проект «Картография бесконечности»
Бесконечность – философская категория. Она может быть выражена знаком или символом. В проекте «Картография бесконечности» найдено пластическое решение, погружающее зрителя в бесконечное движение по замкнутому кругу. В проекте «Картография бесконечности» Вселенная конечна и бесконечна одновременно. Гипотеза выражена с помощью графического приема, разработанного в предыдущем проекте: «Линия - Пятно».