Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

Творчество Игоря Ширшкова

Игорь Ширшков родился в 24 марта 1962 года в г.Улан-Удэ. Окончил Иркутский политехнический институт, архитектор. Начиная с 1986 года участвовал в выставках Союза художников СССР. Защитил кандидатскую диссертацию по теме «Принципы формирования художественно-пластического языка К.Малевича как знаковой системы в контексте культуры ХХ века", профессор кафедры дизайна ИрГТУ, академик Международной академии наук о природе и обществе.


Вселенная Игоря Ширшкова. Проект «Погружение в Книгу»
Андрей Гамлицкий, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

Цикл работ Игоря Ширшкова невозможно рассматривать в одной плоскости. Это истинный Gesamtkunstwerk (нем. произведение искусства) – идеал художественного творчества со времён возникновения искусства. Синтез пластики и философии, визуального и вербального, материального и духовного в равной степени волновал мастеров Древнего мира, эпохи Средневековья и европейского модернизма рубежа XIX-XX веков. Дело даже не в вечном, непреходящем значении понятий, овеществленных художником в своём прочтении Книги Бытия, не в плодотворном претворении, переосмыслении мирового духовно-интеллектуального и художественного опыта и не в блестящей пластической реализации замысла и максимальной мобилизации внутренних ресурсов живописи. Гармоничное единство этих качеств обусловило несомненную удачу проекта «Погружение в Книгу».

Для разработки собственного варианта универсального языка человечества автор прибегает к собственной, авторской технике: клеит марлю на бумагу и пишет темперой, не использую никаких средств укрепления. Хрупкость каждой отдельно взятой составляющей неожиданно рождает их совместную прочность и пластическую гибкость, открывает перед художником беспредельные возможности творческого эксперимента.

Литературно-философские источники, составляющие неоригинальность замысла, отступают перед могучим эмоциональным натиском. Отвлеченно-метафизические идеи буквально врываются в душу зрителя, делают его со-творцом, становятся близкими и понятными.

Острая индивидуальность мировосприятия художника проходит в его идеографизмах через бесконечные пласты исторической и внеисторической памяти, и абсолютный субъективизм обретает значение единственного изначального смысла.

Зыбкая игра подсознательного уравновешивается аналитической, продуманной завершённостью решений. Интимность переживания мощно выплёскивается в мир и вырастает до монументально-обобщающего звучания.

Контраст строгой линейности, графичности собственно знаков и живописно трактованного пространства гармонизируется всеохватным и сложным движением. Напряжённый бег линий сообщается с энергичной пульсацией крупных мазков. Они как будто порождены друг другом, немыслимы по отдельности. В кажущихся статичных знаках вращается, уходит в глубь, замирает бесконечное пространство. В сущности, идеографизмы Ширшкова сами есть пространство и время в своей сакральной бесконечности и вечной амбивалентности движений и статики. Страницы его книги увлекают нас в окно иного (горнего) мира. И погрузившись в эту бездну, дойдя до самой грани неведомого, мы вновь всплываем в нашей реальности, обогащенные смутным знанием, радостные от прикосновения к великой тайне Бытия.

Общечеловеческий, космополитический характер проблематики и художественного языка концепций Ширшкова (присущий искусству абстракции в целом) удивительным образом сливается в его серии с древними исконно национальными представлениями. На поверхности – генетическая связь искусства художника с сибирско-уральской ветвью абстракции с ее синтезом идей христианства и первобытных верований. Однако русские корни творчества и художественного мышления Ширшкова значительно глубже. Они уходят в культуру христианского средневековья («В начале было Слово…» Быт. 1).

В расположении иллюстраций автор явно руководствовался исключительно эстетическими соображениями: сочетаемость цвета, ритма, композиционных структур. Однако идеи, олицетворяемые знаками, вдруг, независимо от его желания, стали обретать внутренние логические связи, перекликаться между собой, складываться в целостную картину мирового универсума.

Это лучшее свидетельство того, что язык художника не мёртвый, он рождён индивидуальным видением нашего современника и уходит корнями в потаённые глубины подсознания.

Метафизическая глобальность посыла нашла адекватное визуальное и мастерское художественное воплощение. Как мне кажется, Игорь Ширшков оправдал пожелание не только загадывать загадки, но и находить ответы на них. Цикл работ художника «Погружение в Книгу» - достойный ответ на извечный вопрос об основах и границах бытия человека и окружающего мира.

вернуться в галерею      вернуться в анонсы

Анатолий Кантор о творчестве Игоря Ширшкова

Город Иркуцк 1701 год

Анатолий Кантор, 1989

С XVIII века Иркутск был центром огромной губернии, простирающейся от Енисея до Камчатки, одним из главных очагов цивилизации на необозримых просторах Восточной Сибири (старинный сибирский город — основан как острог в 1661 году. Сильно пострадал при пожаре 1716 года. Следующий крупный пожар 1879 года вызвал настолько сильные разрушения, что для полного восстановления города потребовалось более 10 лет. Отнесён к историческим поселениям России; исторический центр города внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. До Октябрьской революции 1917 года был в основном купеческим городом, долгое время процветавшим на российско-китайской торговле, а позднее и на сибирской золотопромышленности. Также являлся местом политической ссылки. С 1803 года был центром Сибирского, с 1822 по 1884 год — Восточно-Сибирского генерал-губернаторства – ред., https://ru.wikipedia.org/wiki/Иркутск). Ссыльные декабристы, русские и польские мятежники XIX века, просвещённые купцы, местные приезжие врачи, инженеры, учителя создали в Иркутске самобытный очаг образованности и творчества.

Ритуальные «тексты» и «алфавиты» Игоря Ширшкова

Знак истины

Виталий Пацюков, 1997

Земля для жителей Западной Азии не внешняя форма, геометрическая конфигурация, как для эллина, и не закрытая, непроницаемая поверхность, как для индуса, а открытая его трудом многостраничная, многопластовая Книга. Здесь все становится историей, и художник, как ее творец и одновременно проводник, приникает к ее корням, прослеживает ее «вырастание», как наращивание пластов и слоёв субстанции. История рождает глубокое чувство внутреннего, она отзывается голосом сердца, пульсирующего в глубинах плоти. Но это потаённое, как бы очерченное магическим кругом пространство нуждается в постоянном его размыкании и преодолении, обретая свои смыслы в архетипе пути и дороги и в сакральных «стоянках». Магическое циркулировали вокруг озера Байкал, ритуальные перформансы, связанные с плоскостью его водного «зеркала», со «священной» поверхностью его берегов и «окрестностей», стали для Игоря Ширшкова не только синхронным физическим и художественным жестом, но и глубоко символической акцией, как бы синтезом полярно разведённых позиций – самоуглубления и страстной воли паломника, непрерывно движущегося или возвращающегося к «святому месту».

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

30.11.18 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

29.11.18 Босх и загадки его творчества - иконографии

Линда Харрис открывает нам новые грани работ Босха, доказывая, что все его произведения последовательно передают еретические доктрины катаров. Мифы и доктрины к
Подробнее

29.11.18 Ханс Янтцен. О церковном пространстве в готике

Франц Куглер в своей «Истории строительного искусства» (1859) внутреннее пространство готической церкви назвал «воистину подобной Откровению Тайны, которая захватывает чувства, выхватывает и уносит за собой души и заставляет забывать те ...
Подробнее

26.11.18 Физкультурный парад как вид театра

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах»
Подробнее

17.09.18 Профилактика ожирения

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее
Искусство
Искусство
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Веб-портал
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.