Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

Лекарственные растения - особенности лечения и виды пременения

Back to the USSR

Физкультурный парад как вид театра

физкультурный парад

Автор: Марина Терехович 

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах», замирают в многоярусных пирамидах, «выписывают» своими телами культовое имя - таков устоявшийся кинообраз советских физкультурных парадов сталинской эпохи. Рейнское колесоФизкультурные парады были синтетическим театрализованным действием, но как об особом виде сценографии о них лишь упоминаются в общих чертах. Хотя они имели своих авторов, среди которых немало достойных и известных имён. В этом контексте публикация уникальных материалов из архива художников Михаила Ладур и Антонины Ладур-Контовт представляет определённый интерес. Наряду со своими многочисленными коллегами они являлись непосредственными участниками создания этих впечатляющих зрелищ - «театра коллективного энтузиазма». В 1930-х — 40-х годах ХХ века спортивные праздники — непременный атрибут социально-политической и культурной жизни страны под названием СССР. Несколько слов об их истоках.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года представители авангардных направлений горели желанием соединить искусство и жизнь во имя «НОВОГО». Первые революционные театрализованные действа показали идеалистичность их романтических мечтаний о спонтанном сотворчестве широких народных масс. Мудрый и практичный нарком А.В.Луначарский вполне справедливо счёл, что акцент надо сделать на методе художественного руководства, на организации самодеятельности, на администрировании. Популярность в те годы шествий, демонстраций, митингов и прочих пропагандистско-агитационных акций с участием большого количества людей общеизвестна. Они с успехом использовались для нужного социально-психологического воспитания через эмоциональную заряженность атмосферы мероприятия.
«Эффект толпы» настраивал каждого отдельного человека на нужную «революционную волну». Стоит напомнить, что в начале ХХ века складываются иные жизненные основы не только в России, назревает движение к массовости, к массовой культуре и в других индустриальных странах. Человек - член коллектива, винтик механизма как в хрестоматийном фильме Чаплина «Новые времена».
Рождаются иные эстетические концепции, искусство зачастую принципиально политизировано. Такие метры режиссуры, как В.Э.Мейерхольд, Н.П.Охлопков, Н.Н.Евреинов в СССР, а в Германии - Э.Пискатор занимаются формотворчеством, особого рода экспериментами под названием «теа-действие». В нем должны участвовать не только актёры, само сценическое действие, но и архитектура. Возникает идея «театра под открытым небом» - пространства для вольного контакта сцены и зрительного зала. Об архаичной структуре сцены, об ее несоответствии современной техник организации спектакля говорит и А.Я.Таиров.
Театр В.Э.Мейерхольда гастролирует в Берлине на арене Спортпаласа. В Москве работает «Зелёный театр» в Парке культуры и отдыха (ныне имени Горького), рассчитанный на 20 тысяч зрителей. Новаторские разработки синтезируют в единое целое искусство драмы, оперы, балета, пантомиму, гимнастику, акробатику. В концепцию советского человека коммунистического будущего как непременная составляющая входили сила и крепость тела: «в здоровом теле — здоровый дух», «закаляйся, как сталь».
Подход к решению этой национальной задачи был всесторонний. В 1922 году учреждается специальное издательство «Физкультура и спорт», выходят специализированные газеты и журналы. К пропаганде были привлечены деятели искусств. Например, в Третьяковской галерее храниться эскиз плаката художника А.А.Дейнеки «Колхозник — будь физкультурником» 1930 года. Развитие спорта и массовое физическое воспитание обеспечивалось созданием многочисленных добровольных спортивных обществ и спортплощадок, а также строительством стадионов с постоянными трибунами. В 1927 году в Москве был открыт стадион «Динамо» на Ленинградском проспекте (проект архитекторов А.Лангмана и Л.Чериковер). За 20 довоенных лет в Советском Союзе было построено около 600 стадионов, 14 тысяч комплексных спортивных площадок, 6000 лыжных и более 500 водных станций. Апофеозом всего комплекса мер был «Всесоюзный День физкультурника», отмечаемый в середине июля. Он был задуман как праздник-призыв, который обращался к каждому молодому человеку страны: «Будь сильным, мужественным, ловким, смелым. Таким тебя хочет видеть Родина». Физкультурные организации и общества показывали свои достижения по всей стране, начиная от небольшого колхозного стадиона и кончая величественным парадом на Красной площади с повтором на стадионе «Динамо». Над созданием этого зрелища трудились режиссёры, хореографы, музыканты, тренеры, спортсмены, и конечно, художники. В архиве сохранились многочисленные репортажные фотографии парадов 1937, 1939, 1945 и 1946 годов, программы парадов 1945, 1946 и 1947 годов, пропуска 1936–1947 годов, ряд документов, воспоминания художника М.Ф.Ладура, которые он написал в начале 1960-х. Особо стоит выделить уникальные, к сожалению, черно-белые фото с эскизов художников к оформлению парада 1945 года.
Примечательно, что программы парадов содержат описание выступлений с указанием фамилий участников и авторов. Материалы помогают осветить некоторые моменты большой творческой работы огромного коллектива людей самых разных профессий. Как уже говорилось, парады проводились на стадионе «Динамо» и на Красной площади. Уже само место их организации требовало в каждом случае различных приёмов и специальных проектных разработок. При создании временной архитектурно пространственной среды арена стадиона требовала кругового обзора, а прямоугольная площадь с реальной исторической декорацией изначально предполагала фронтальный обзор с ориентацией на мавзолей с его трибуной для руководства страны.
Много усилий требовало решение технических проблем: обеспечение спецэффектов, надежность конструкций, на которых выполнялись упражнения спортсменами, ветровые нагрузки и прочее, и прочее. Режиссёры-постановщики, такие как мастер спорта Н.П.Серый, И.М.Туманов (Туманишвили), М.Д.Сегал, балетмейстеры Р.В.Захаров, К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев и другие использовали экспериментальные наработки в области массовых действ. (К слову, В.Э. Мейерхольд режиссировал парад в Ленинграде в последнее лето перед своим арестом). По этому же пути следовали и художники, которые в основном были сценографами. Из их имён можно составить весьма репрезентативный список: П.В.Вильямс, Б.Г. Кноблок, В.В. Дмитриев, В.В.Иорданский, Г.И. Рублёв, С.С.Кобуладзе, В.А.Сулемо-Самуйло, С.И.Ушинскас и другие. Сегодня произведения многих их них в музейных и частных коллекциях мирового уровня. Вообще, в декоративно-оформительском искусстве тех лет работали художники, «не вписавшихся» в жёсткие рамки социалистического реализма. Среди них выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, ученики выдающихся мастеров первого русского авангарда начала ХХ века. Столь же впечатляющий список композиторов и музыкантов: Ю.Ф.Файер, А.Г.Новиков, А.Н. Цфасман, К.Я.Листов, А.М.Баланчевадзе. Участие выдающихся спортсменов само собой разумеется, стоит упомянуть, например, легендарных гимнастов А.В.Азаряна и В.И.Муратова, тяжеловесов Г.И.Новикова и С.И.Амбарцумяна.

читать текст

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

17.11.19 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

17.11.19 Рут Уэбб. Эстетика сакрального пространства

Экфрасис в современном литературоведении является многомерным понятием. Неоднозначность его смыслового наполнения проявилась уже в античное время. Во-первых, 
Подробнее

17.11.19 Ханс Зедльмайр. Искусство Борромини

Что можно извлечь из творений Борромини касательно личности Борромини? Заданный в такой форме, вопрос этот еще не совсем определенен. Он подразумевает заданность самих творений Борромини. Можно ли из них заключить, к какой расе принадлежал Борромини ...
Подробнее

17.11.19 Профилактика ожирения: от Иисуса сына Сирахова до наших дней

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее

17.11.19 Русская художественная керамика VIII-XXI века

Лекция-презентация иллюстрированной энциклопедии "Русская художественная керамика VIII-XXI века" - автор  Некрасова Мария Александровна.
Подробнее
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез