Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

Back to the USSR

Физкультурный парад как вид театра

физкультурный парад

In the first years after the October Revolution of 1917, representatives of the avant-garde movements were eager to combine art and life in the name of "NEW". The first revolutionary theatrical performances showed the idealism of their romantic dreams about the spontaneous co-creation of the broad masses of the people. The wise and practical People's Commissar A.V. Lunacharsky quite rightly considered that the emphasis should be on the method of artistic leadership, on the organization of amateur performances, on administration. The popularity in those years of processions, demonstrations, rallies and other propaganda campaigns with the participation of a large number of people is well known. They were successfully used for the necessary social and psychological education through the emotional charge of the atmosphere of the event.
The “crowd effect” tuned each individual person to the desired “revolutionary wave”. It is worth recalling that at the beginning of the twentieth century, other life foundations are taking shape not only in Russia, a movement is maturing towards mass character, towards mass culture in other industrial countries. Other aesthetic concepts are born, art is often fundamentally politicized. Such directors as V.E. Meyerhold, N.P. Okhlopkov, N.N. Evreinov are engaged in form creation, a special kind of experiments called "action". It should involve not only actors, the stage action itself, but also architecture. The idea of ​​an “open-air theater” arises - a space for free contact between the stage and the audience.

Автор: Марина Терехович 

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах», замирают в многоярусных пирамидах, «выписывают» своими телами культовое имя - таков устоявшийся кинообраз советских физкультурных парадов сталинской эпохи. Рейнское колесоФизкультурные парады были синтетическим театрализованным действием, но как об особом виде сценографии о них лишь упоминаются в общих чертах. Хотя они имели своих авторов, среди которых немало достойных и известных имён. В этом контексте публикация уникальных материалов из архива художников Михаила Ладур и Антонины Ладур-Контовт представляет определённый интерес. Наряду со своими многочисленными коллегами они являлись непосредственными участниками создания этих впечатляющих зрелищ - «театра коллективного энтузиазма». В 1930-х — 40-х годах ХХ века спортивные праздники — непременный атрибут социально-политической и культурной жизни страны под названием СССР. Несколько слов об их истоках.

Мозаики Москвы. Вечные краски

А.Дейнека -  Метро Маяковская

Moscow possesses a significant number of mosaic works in architecture. The most popular are the metro mosaics, but there are many other pieces not known to the general public.

Автор: Марина Терехович 

В июне 2017 года в зале Музейного объединения «Музей Москвы» прошла выставка «Современные мозаики Москвы». Москва обладает значительным количеством мозаичных произведений в архитектуре. Наиболее популярны мозаики метро, но есть немало других произведений не известных широкой публике.

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря неувядающей эстетической привлекательности и новым технологиям. Эксперименты в камерных формах убедительно доказывают жизнеспособность мозаики в быстро меняющемся арт-пространстве.

Выставка охватывала период с 1960-х годов по наши дни. Экспозиция состояла из двух видов экспонатов. Камерные произведения в техниках римской и флорентийской мозаики из смальты и натурального камня продемонстрировали пластические возможности мозаики в контексте ее историко-культурного развития, вплоть до современных преображений. Произведения в светской и церковной архитектуре были показаны в виде проекций и фотографий.

Центральный выставочный зал. От рассвета до заката

ЦВЗ Манеж

The question of how to evaluate the Soviet cultural heritage is being widely discussed. Does ideology have the ability to penetrate deeply into the artistic fabric, and therefore the Soviet legacy cannot be regarded as a historical stage in the general cultural and artistic movement in the country?
Are we ready to take advantage of the experience of previous decades, or are the constructive and creative efforts of several generations the fruit of a historical mistake? Memories of one of the participants in cultural events of those years provide material for reflection on these topics. There are no answers to today's questions in them, the author has no ambitions to convince, to assess. These are the memoirs of a participant and an eyewitness, written with the preservation of the Soviet vocabulary and conceptual apparatus. They convey the atmosphere and realities of those years.

Воспоминания Алисы Качаровой, записанные Мариной Клименко

"Сейчас в обществе широко и горячо обсуждается вопрос, как оценивать советское культурное наследие. Достаточно ли только стереть с него идеологические наслоения и затем проводить историко-культурную оценку? Или идеология имеет способность глубоко проникать в художественную ткань, и потому советское наследие нельзя рассматривать как исторический этап общекультурного и художественного движения в стране? Среди многих подобных вопросов есть и вполне практические: можно ли и нужно ли сегодня ориентироваться на опыт организации культуры, сложившийся в советское время?

Как возрождали народное искусство в СССР

In 1931, the All-Union Scientific Research and Experimental Institute of Trade Cooperation or Handicraft Industry was organized. And already in 1932, on the basis of the art-industrial department, the Scientific Research Institute of the Art-Handicraft Industry emerged.

Автор: Елена Хохлова

Поднос Сталин - Жостово

В 1931 году был организован Всесоюзный научно-исследовательский и экспериментальный институт промысловой кооперации или кустарной промышленности (НЭКИН). А уже в 1932 году на базе художественно-промышленного отдела НЭКИНа возник Научно-исследовательский институт художественно-кустарной промышленности (НИИХП).

Вот как об этом пишет современник этих событий, тогда начинающий, а в дальнейшем один из самых выдающихся учёных в области народного искусства В.М. Василенко: «Институт был создан как первый и единственный в стране научный центр, целиком посвятивший себя изучению народного декоративного искусства и оказанию творческой помощи художественным промыслам».

читать текст полностью


Радости и печали Старого Арбата. Часть 1

гоголевский бульвар

Автор:  Владимир Клименко

Посвящается моей матери Филаткиной Нине Максимовне

Мистические кружева староарбатских переулков, где я родился и вырос, до сих пор не разгаданы мною.
Остаются бесспорными только имена живших здесь Гоголя и Булгакова. Оба наших гения, перебравшись из Малороссии в Москву, проводили немало времени в окрестностях Арбата и Пречистенского бульвара.
Я даже выскажу смелую догадку, что они пронизали сам воздух этих мест лишь им ведомым энергетическим импульсом. И оттого, думаю я, школа, выбранная мною в Староконюшенном переулке, носила имя Гоголя.
И, наверное, творческий заряд, полученный от Гоголя и Булгакова, заставил меня написать пьесу «Капитан Копейкин», поставленную в Бийске, а также сделать инсценировку «Мастера и Маргариты», сыгранную в Таллинне и Вильнюсе.
Теперь, проходя по Гоголевскому бульвару, переименованному Пречистенскому, я неведомым образом слышу в шорохе вековых лип пророческие слова замученного нелегкой судьбой Мастера: «Учитель, накрой меня своей чугунной шинелью».

Радости и печали Старого Арбата. Часть 2

Остроа сокровищ

Историей, как правило, называют то, что было как минимум полвека назад. И я буду теперь рассказывать о событиях, которые сохранились в моей памяти с начала 50-х до начала 60-х годов. Война уже закончилась, но люди жили, сохраняя пережитки сталинского времени. Появились новые жупелы: к примеру, Черчилля называли в газетах поджигателем войны номер один. Ложась спать, я нередко слышал из открытого окна тирады припозднившегося в Староконюшенном переулке горького пьяницы «Вам Америка нравится? Ах, вашу мать!»
Нечто подобное мне, старшекласснику школы № 73, довелось услышать от завуча школы, получившего от нас прозвище Коля Кашалот (вообще-то его звали, как и любимого им Чернышевского, Николай Гаврилович). А поводом для его гнева послужило мое увлечение американским джазом.
- Вам Америка нравится?! – кричал Коля Кашалот, - Вы, наверное, мечтаете линчевать негров? Раскалывать черным младенцам черепа? Джаз – это злейший происк американского империализма! И чтобы я больше не слышал этого страшного слова «чаттануга-чуча»!

Радости и печали Старого Арбата. Часть 3

Владимир Клименко

Семнадцать лет (1958 -1975), проведенные на службе в ТАСС, меня мало чем творчески обогатили. Зато позволили познакомиться с множеством интересных людей, у которых я брал интервью, о ком писал небольшие заметки. Получив кооперативную квартиру в Марьиной роще, я, по сути, остался старо-арбатским жителем. Приходил обедать в дом к своим родителям, а иногда и ночевал у них в Староконюшенном переулке.
Продолжительная, хотя и монотонная работа сдружила меня с коллегами. Некоторые оказались яркими самобытными личностями. К ним, правда, не относились охотники за копеечными информациями, гонорары за которые мгновенно пропивались в кафе «Эльбрус» или в стекляшке у Никитских ворот близ памятника Тимирязеву. Большинство этих бедолаг, не выдержав работы, похожей на фордовский конвейер, рано или поздно спивались. Но небольшая часть до конца этой гонки сохраняла в душе некую романтическую тайну.
Первым из их числа я бы поставил Л.Книппера, внучатого племянника мхатовской актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. Он носил в себе тот же огонь, ту же склонность к авантюрным приключениям, которыми был наделен его отец, композитор Л.Книппер, племянник Ольги Леонардовны. Об отце моего коллеги было известно, что в гражданскую войну он служил в Крыму под началом барона Врангеля. Позднее он вместе с отступавшими белогвардейцами уплыл на пароходе в Стамбул, где был, вероятно, завербован органами ОГПУ (Объединённое Государственное Политическое Управление). А затем, как ни в чём не бывало, приехал в Москву в гости к своей великой тётушке. И подарил советской стране песню «Полюшко-поле».

Полюшко-поле,
Полюшко, широко поле,
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!
Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно, -
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.



Эта замечательная песня – по неподтвержденным слухам перелицованная из белоказачьей походной песни – стала советским музыкальным шедевром. Ее пел, приехав к нам из Америки, негритянский певец Поль Робсон. А дирижер Леопольд Стоковский назвал «Полюшко-поле» лучше песней ХХ века.

Радости и печали Старого Арбата. Часть 4

шинель отца-Попков

Наверное, вы помните рассказ В.Аксенова «Завтраки сорок третьего года». В военные и послевоенные годы на большой перемене школьникам выдавали стакан компота, бутерброд с сыром, сосиску или любимый всеми бублик, посыпанный маком. Чтобы упорядочить справедливую раздачу всей этой роскоши, стали выбирать старосту из числа старшеклассников. Так, учась в десятом классе школы на Арбате, я чуть было не сделал первую в жизни служебную карьеру. За меня, как за честного малого, проголосовала половина учеников. Вторая половина отдала свои голоса за местного хулигана Мисю Похряпкина: он, мол, церемониться не станет и живо наведет в школе порядок.

Так как голоса разделились поровну, было решено провести мой с Мисей поединок. Я начал было одерживать победу. Но избивать этого вечно голодного заморыша мне было неприятно. Я опустил руки и начал пропускать слабые Мисины удары. Короче, старостой был избран Похряпкин, и школьники с этого момента стали недополучать булочки с маком.

С юного возраста и до сего времени я с сомнением относился к общественным мероприятиям, избегал публичности, в общем, был антиобщественным элементом. Но политика, как бы мы к ней ни относились, всегда, рано или поздно, хватает нас за пятки.

Радости и печали Старого Арбата. Часть 5

Ностальгия и воспоминания

Так случилось, что мои арбатские воспоминания оказались связанными с музыкой и музыкантами. Во-первых, роддом Грауэрмана находился поблизости от Московской консерватории. А, во-вторых, я очень рано стал посещать храм, у входа в который стоял памятник П.И.Чайковскому. Да и моя бабушка, обшивавшая знаменитых музыкантов, пристрастила меня к их искусству.

Как только я окончил Университет и поступил на работу в ТАСС, я начал писать маленькие заметочки о музыкантах и о своих впечатлениях от их выступлений. И так для меня все удачно совпало, что в счастливые времена хрущевской оттепели музыка стала искусством № 1. Руководители страны (Н.С.Хрущев, А.А.Жданов, М.А.Суслов) все больше критиковали художников, поэтов, кинематографистов, творения которых были наглядны и объяснимы.

Недаром великий Ильич сказал: «Из всех родов искусства самым массовым и доступным народу стали кино и цирк».

И только один интеллектуал и искусствовед А.А.Жданов, позволил себе однажды обмолвиться о непонятном сочинении Д.Д.Шостаковича – «сумбур вместо музыки». Однако эту небольшую слабость постепенно забыли.

Настоящая же заслуга в том, что к музыкантам у партии и народа было хорошее отношение, принадлежит первому секретарю Союза композиторов СССР Т.Н.Хренникову. Это был поистине добрейшей души человек. При его руководстве в союзе не было ни одной серьезной проработки, отставки, ссылки, и, тем более, посадки. Всех музыкантов защищал своей широкой грудью Тихон Николаевич. А его настоящей советницей и помощницей была его жена Клара Арнольдовна (просим не путать: у Роберта Шумана жена была Клара Вик, у Тихона Хренникова – Клара Вакс).

Стыдно быть несчастливым

Александр Володин
Автор: Владимир Клименко

Мое знакомство с этим удивительным человеком имело, по сути, случайный характер. Мне, как и многим моим сверстникам были хорошо знакомы его спектакли и фильмы: «Фабричная девчонка», «Старшая сестра», «Пять вечеров» … Можно бесконечно долго перечислять эту отечественную классику, сравнимую по глубине чувств, с драматургией Чехова.

Лев Толстой как-то удивил Антона Павловича, приехавшего к больному писателю в Гаспру. Проведя с ним почти целый день, он вдруг услышал тихий уставший голос: «Поцелуйте меня». Чехов, как заботливый и любящий врач, склонился к подушке больного. «А ваших пьес я все-таки не люблю… Хуже вас писал только Шекспир». Неожиданно для Чехова сказал Толстой.

Все эту давнюю историю я обсуждал со старинным приятелем театральным критиком Александром Демидовым, хорошо знакомым с постановками по Чехову и Толстому. Мы даже немного с ним поспорили: мне казалось, что чеховская драматургия завоевала весь мир, поскольку ставит общечеловеческие проблемы в отличие от Толстого, сосредоточенного на делах российского бытия.

Марафон одинокого художника

Юрский и Тенякова
Автор: Владимр Клименко

"Жизнь в искусстве подобна бесконечной железной дороге, уходящей за горизонт..."

...пролог...

Одну из глав своей автобиографической книги «Кто держит паузу» Юрский, кстати, назвал «Стулья». В ней он поведал о себе - одиноком драматическом актере и сценическом писателе на театральных подмостках и съемочной площадке. От себя добавлю: страшно «одиноком».

Его единственной и неразлучной спутницей по жизни и по сцене во все времена остается его жена Наталья Тенякова, которой он в журнале «Континент» посвятил рассказ «Врата» (в этой фантазии-миниатюре апостол Петр открывает свои врата супружеской паре, представив их как одно единое целое).

Говорить о Сергее Юрьевиче можно бесконечно долго, открыть все его сокровенные творческие тайны попросту невозможно. Рассказал об артисте - теперь рассказывай о режиссере. Кончил про театр - начинай про кино. Можно и про то, как он целый сезон отыграл в Париже в театре «Комеди Франсез» и произносил текст своей роли по-французски также чисто, как и его коллеги из Дома господина де Мольера. А еще лучше рассказать про то, как он всю зиму проработал в Токио в театре «Хаюдза», поставив там спектакль «О любви» со знаменитой японской актрисой Комаки Курихарой в главной роли. При этом Юрский носил кимоно и его трудно было отличить от настоящего самурая - правда, наш был чуть выше ростом.

Артисты советского кино. Антология

Киновед, старший научный сотрудник Государственного центрального музея кино Алексей Тремасов уже много лет занимается исследовательско-просветительской деятельностью в области отечественного кинематографа и, в частности, судьбами актёров советского кино. В центре его внимания – актёры малоизвестные, не удостоившиеся публикаций и телепрограмм о собственном творчестве. В издававшейся в советское и постсоветское время справочной литературе информация о них также отсутствовала.
 
На своём авторском сайте «Всегда со мною…» Алексей Тремасов рассказывает о жизни и творчестве таких актёров. Этому предшествует большая, проводимая автором, исследовательская работа в архивах театров и киностудий, розыски родственников ушедших из жизни артистов, встречи с ныне здравствующими актёрами. Результаты своих исследований Алексей оформляет в биографические очерки, которые публикует на страницах своего авторского сайта, пытаясь, таким образом, сохранить память о незаслуженно забытых отечественных актёрах театра и кино. Автор уверен, что все эти люди выбирали актёрскую профессию с желанием сыграть много больших и интересных ролей, но их судьба сложилась иначе. И не потому, что они были плохими и бесталанными актёрами – просто им не выпал шанс проявить себя.
 
Страницы, посвящённые актёрам, расположены на сайте в алфавитном порядке. Каждый очерк содержит авторский текст с подробностями биографии и творческой деятельности актёра, сопровождаемый эксклюзивными фотографиями. В конце очерка публикуется подробная фильмография актёра с указанием сыгранных им ролей.
 

ссылка
Абрамов В.А.
Абрамов А.В.
Адашевский К.И.

                      Фамилии  А - Н

Орлова С.В.
Осенев В.И.
Осмольский А.Ф.
Осмольский А.Ф.

                      Фамилии О - Я

Сайт, помимо очерков об актёрах, содержит несколько дополнительных разделов. В разделе «Интервью» публикуются беседы автора с отечественными кинематографистами: актёрами, режиссёрами, художниками, операторами. В разделе «Энциклопедия» опубликована информация о четырёхтомной энциклопедии «Актёры отечественного кино», одним из авторов которой является Алексей Тремасов. На сайте также имеются «Гостевая книга» и «Обратная связь» для общения с автором.
 
Авторский проект Алексея Тремасова «Всегда со мною…» рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся отечественным кинематографом.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).