Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

диалог культур и религий

К вопросу о межкультурном и межрелигиозном диалоге

«Межкультурный диалог понимается как открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни. Диалог действует на всех уровнях — внутри обществ, между европейскими обществами, а также между Европой и остальным миром».

из Белой книги Совета Европы

О политике межкультурного и межрелигиозного диалога, предложенной государствам и обществу Советом Европы
(Опубликовано в журнале "Церковь и время" № 46)

Автор: Архимандрит Филарет (Булеков)

Святитель Отче Николае, моли Бога о нас

Короткая встреча на Рождество в Бари со Святителем Николаем.....

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, построек для приема паломников и сада. Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал российский император Николай II. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.




Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от Великой княгини Елизаветы Феодоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.


Эскиз храма Святителя Николая в Бари


Памяти Великой княгини, Елизаветы Феодоровны

У святых нет биографии - их жизнь бытие!

Великая княгиня Елизавета Феодоровна, урождённная Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, родилась 1 ноября 1864 года в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Как немецкую принцессу, ее воспитывали в протестантской вере.
Сестра Елизаветы Алиса стала супругой Николая II, а сама она в 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней.


Великая княгиня Елизавета Феодоровна


По традиции, всем немецким принцессам давали отчество Феодоровна - в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Почитаемая в Русской православной церкви чудотворной, икона Богородицы хранится в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой Божией Матери.
Чудотворной икона названа в честь святого Феодора Стратилата, который нашел ее на сосне в городе под названием Городец (однако известно, что именно эта икона в середине XIII века, была принесена костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского).
Свое название эта великая всероссийская святыня, уже без малого восемь веков пребывающая в Костроме, получила как раз благодаря тому, что долгие годы хранилась в храме великомученика Феодора Стратилата. В «Сказании о Феодоровской иконе Божией Матери» говорится, что накануне ее явления князю Василию в костромском лесу многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин - Феодор Стратилат, облаченный в воинскую одежду и удивительно похожий на изображение Феодора Стратилата в соборном храме его имени.
Через определенный период там, где обрели ее, был основан Феодоровский монастырь. За все время пребывания чудотворного образа в городе произошло множество чудесных событий. Одно из таких событий – лик остался невредимым после того, как дважды горел собор. Икона потемнела до отречения царя Николая второго. Не все знают, что у образа две стороны. На второй стороне можно увидеть образ мученицы Параскевы. Есть предположение, что ее лик на задней стороне иконы связан с супругой св. Александра Невского. Икона почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича Романова.

 Житие святой преподобномученицы Елизаветы Московской

Из рассказа Владимира Клименко "Обитель красоты и милосердия"
Исторический журнал № 2, 2009 год.

...."На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещённой церкви, из дверей горестно и умилённо неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось войти туда. Но только я вошёл во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитом на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечкой в руке, великая княгиня, а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестёр".
Так в самом конце новеллы явилась нам Елизавета Фёдоровна Романова, старшая сестра русской царицы. Мы как раз и хотим рассказать о трагическом подвиге создательницы и первой настоятельницы Марфо-Мариинской обители, столетие со дня основания которой отмечалось в России (отрывок из рассказа Ивана Бунина "Чистый понедельник").

Служение Слову Божию

институт благородных девиц

Пути Господни неисповедимы!
О протоиерее М.А. Соколове, законоучителе Саратовского Мариинского института благородных девиц

Следующая встреча с царской семьей Романовых связана с Мариинским институтом благородных девиц в Саратове.
В институтах благородных девиц, получали классическое образование дочери дворян (реже - купцов) по программам, близким к курсам гимназий. Появлению женского образования в России мы обязаны Екатерине II (по ее указу и проекту Ивана Бецкого в 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц). Обучение девочек  в институтах благородных девиц длилось 12 лет… Девочки поступали в заведения в 6-летнем возрасте и оставались там до 18-ти лет. Преподавателями были женщины, которые отбирались строгой комиссией. Однако в «штатном расписании» обычно  числились 5 священников и дьяконов, так как Закон Божий изучался во всех классах, вплоть до выпускного. Подчёркивалось, что "задача института - давать учащимся девицам не только научные знания, но всестороннее развитие способностей и добрых наклонностей... воспитание в широком значении этого слова - что достигается соединёнными усилиями истинно образованной семьи и школы".
Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами.
Существовал такой институт и в Саратове. Он был открыт в 1854 году. В 1857 году епископ Саратовский Иоанникий I (Горский) освятил институтский храм во имя св. равноап. Марии Магдалины. В этом храме прослужил 38 лет протоиерей Михаил Соколов, о котором нам хочется рассказать.

Росписи церкви Христа Антифонита в контексте позднекомниновской живописи Турецкой Республики Северный Кипр

церковь Христа Антифонита

Автор: Ольга Воропаева

Церковь Христа Антифонита (XII век), один из лучших образцов византийского искусства на всей  территории Кипра, представляет собой главный храм существовавшего здесь ранее одноименного монастыря. Расположенный восточнее Кирении (смотри интерактивную карту)  между деревнями Святого Амвросия и Калогреа на склонах горной гряды Пентадактилос, храм всегда находился на достаточном удалении от центральных дорог, что способствовало его сохранности.

The Church of Christ Antifonidis decorations dating from the late XII century. Main part of work concerned with stylistic features, based on which we define three types of images, and one individual artistic manner. In order to determine the place of murals in later comnenian art, we try to compare this fresco with other monuments of Cyprus (and outside the territory) dating from second half of the XII century. Murals of the church of Christ Antifonidis reflects the main stylistic trendencies and methods of transformation of the capital model.

 

Мозаики Большой мечети в Малатье

Лилия Саттарова

Автор: Лилия Саттарова

Памятник архитектуры XIII века – Большая мечеть Малатьи - за долгую жизнь пережил времена расцвета и запустения. Однако до нас дошло первоначальное убранство интерьеров мечети, демонстрирующее разнообразие техник сельджукского поливного декора...

«Сирийский» портал сельджукской Коньи

Конье
Автор: Лилия Саттарова

Каратай медресе в Конье можно назвать одним из самых загадочных памятников архитектуры Малой Азии XIII в. Оно известно благодаря керамическим облицовкам интерьера и каменной резьбе портала, которые являются уникальными образцами сельджукского архитектурного декора, свидетельствующими об истоках его развития, связанных, в частности, с искусством Ирана и Сирии.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культорология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка Народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?