Мозаики Москвы. Вечные краски
Moscow possesses a significant number of mosaic works in architecture. The most popular are the metro mosaics, but there are many other pieces not known to the general public.
Автор: Марина Терехович
В июне 2017 года в зале Музейного объединения «Музей Москвы» прошла выставка «Современные мозаики Москвы». Москва обладает значительным количеством мозаичных произведений в архитектуре. Наиболее популярны мозаики метро, но есть немало других произведений не известных широкой публике.
Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря неувядающей эстетической привлекательности и новым технологиям. Эксперименты в камерных формах убедительно доказывают жизнеспособность мозаики в быстро меняющемся арт-пространстве.
Выставка охватывала период с 1960-х годов по наши дни. Экспозиция состояла из двух видов экспонатов. Камерные произведения в техниках римской и флорентийской мозаики из смальты и натурального камня продемонстрировали пластические возможности мозаики в контексте ее историко-культурного развития, вплоть до современных преображений. Произведения в светской и церковной архитектуре были показаны в виде проекций и фотографий.
Московская школа мозаики многолика. Она связана с именами художников Бориса Чернышева (1906-1969) и Владимира Фаворского (1886-1964). Участниками выставки стали художники всех поколений. Среди них известный мастер мирового уровня, профессор Александр Корноухов, который создал своё направление в современном мозаичном искусстве.
Надо сказать, что вторая половина XX века была подлинным Ренессансом отечественного монументально-декоративного искусства: мозаичные произведения украшали общественные здания по всему необъятному СССР, скрашивая безликость индустриального домостроения. Начало бума пришлось на годы «оттепели».
Высказывание Бориса Тальберга объясняет, что двигало художниками:
«Здесь было все впервые. И полет человека в космос. И совершенно новая архитектура. И чувство обновления мира, чувства, что мы открываем дверь в необыкновенную эпоху… Именно благодаря ей я получил ту раскованность и свободу художественного решения задач, которая сделала меня самостоятельным мастером».
И в дополнение слова известного художника-монументалиста Ивана Николаева, внука Зинаиды Серебряковой, о периоде 1960-1980-х годов:
«В наши дни в сознании людей укоренилось представление, что за настоящим искусством надо идти в галереи, музеи, выставочные залы, что настоящее искусство не может быть частью повседневной жизни людей».
Художники-монументалисты хотели преодолеть этот «болезненный комплекс», их произведения отличало высочайшее мастерство, будь-то заводская столовая или престижное правительственное здание.
При бурном строительстве и реконструкции зданий судьба многих произведений сложилась в Москве незавидно, много было утрачено. Среди них мозаики, которые были выполнены для ныне снесенной гостиницы «Россия» Владимира Замкова, Вадима Кулакова и Андрея Орловского. Кинотеатры «Первомайский» и «Волга» с мозаиками Бориса Чернышева, автовокзал на Щелковском шоссе с мозаикой Юрия Королева ожидает реконструкция. Гарантий сохранности произведений нет.
Многие работы недоступны, так как находятся в ведомственных или частных зданиях, неизвестно существуют ли они вообще. Среди них, например, мозаика Андрея Васнецова и Николая Андронова в новой части здания газеты «Известия» на Пушкинской площади (удостоена Госпремии СССР в 1978 г.).
Признать монументально-декоративные произведения объектами культурного наследия при действующих законодательных нормах чрезвычайно сложно. Хотя есть отрадные исключения, и значит возможности для спасения произведений. Например, 2000-метровая мозаика "Исцеление человека" на фасадах библиотеки второго медицинского института (Л.Г.Полищука и С.И.Щербининой) стала объектом культурного наследия регионального значения.
Отдельный раздел выставки был посвящен мозаикам религиозной тематики и произведениям, в которых прослеживаются историко-культурные истоки. Вариации античных, византийских и древнерусских мотивов в произведениях современных художников помогают им глубже понять непреходящую ценность мирового наследия, совершенствовать свое мастерство.
С практической точки зрения этот момент стал существенным, когда в постсоветское время началось возрождение старых храмов и строительство новых. Перед художниками возникла сложная неординарная задача. Каким же должно быть церковное искусство в наши дни. Одни следовали устоявшимся образцам. Другие пытались вдохнуть в него живую струю, памятуя, что древнерусская живопись всегда откликалась на события своего времени. (Просто мы, как правило, не можем этого уразуметь из-за нехватки знаний об эпохе, о конкретной исторической ситуации).
Для экспозиции из множества опытов было выбрано убранство Храма Преображения в Тушино, за которое коллектив авторов (А.Корноухов, Д. и И.Шаховские, А.Царев и др.) получили Государственную премию РФ за достижения в области искусства (1994 г.).
А также одно из последних произведений: завершенный в 2016 году мозаичный декор Баптистерия (Крестильни) Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, выполненный в традициях раннего христианства большим коллективом художников (Ф.Бух, А.Фомина и другие).
Хочется надеяться, что выставка «Современные мозаики Москвы» с одной стороны, расширила представление горожан и гостей об искусстве столицы, а с другой, поможет в деле сохранения уникальных авторских произведений в архитектурно-пространственной среде города.