Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

Лекарственные растения - особенности лечения и виды пременения

Back to the USSR

Радости и печали Старого Арбата. Часть 5

Ностальгия и воспоминания

Так случилось, что мои арбатские воспоминания оказались связанными с музыкой и музыкантами. Во-первых, роддом Грауэрмана находился поблизости от Московской консерватории. А, во-вторых, я очень рано стал посещать храм, у входа в который стоял памятник П.И.Чайковскому. Да и моя бабушка, обшивавшая знаменитых музыкантов, пристрастила меня к их искусству.

Как только я окончил Университет и поступил на работу в ТАСС, я начал писать маленькие заметочки о музыкантах и о своих впечатлениях от их выступлений. И так для меня все удачно совпало, что в счастливые времена хрущевской оттепели музыка стала искусством № 1. Руководители страны (Н.С.Хрущев, А.А.Жданов, М.А.Суслов) все больше критиковали художников, поэтов, кинематографистов, творения которых были наглядны и объяснимы.

Недаром великий Ильич сказал: «Из всех родов искусства самым массовым и доступным народу стали кино и цирк».

И только один интеллектуал и искусствовед А.А.Жданов, позволил себе однажды обмолвиться о непонятном сочинении Д.Д.Шостаковича – «сумбур вместо музыки». Однако эту небольшую слабость постепенно забыли.

Настоящая же заслуга в том, что к музыкантам у партии и народа было хорошее отношение, принадлежит первому секретарю Союза композиторов СССР Т.Н.Хренникову. Это был поистине добрейшей души человек. При его руководстве в союзе не было ни одной серьезной проработки, отставки, ссылки, и, тем более, посадки. Всех музыкантов защищал своей широкой грудью Тихон Николаевич. А его настоящей советницей и помощницей была его жена Клара Арнольдовна (просим не путать: у Роберта Шумана жена была Клара Вик, у Тихона Хренникова – Клара Вакс).

Впрочем, на II конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве (1962 г.) произошла маленькая заминка. I конкурс (1958 г.) с большим преимуществом выиграл всеобщий любимец Ван Клиберн (Вэн Клайберн). Естественно перед Союзом композиторов стояла задача - на II конкурсе завоевать первое место. И вот незадача: перед самым объявлением наград кто-то с галерки громовым голосом гаркнул:

- Первое место Огдону!!!

А Джон Огдон был отнюдь не советский, а английский пианист. Весь зал многократным эхом поддержал хулигана с галерки. Все стали скандировать: Огдону, Огдону, Огдону!

Скандал удалось замять. Первая премия была присуждена Владимиру Ашкенази и… Джону Огдону.

Зато первая премия III конкурса (1966 г.) уже ни с кем не делилась, и была присуждена Григорию Соколову. Вторая – досталась Мише Дихтеру (США).

Тихон Хренников в фильме поезд идет на востокСкажу по чести, дом Тихона Николаевича был всегда открыт и хлебосолен. Здесь немалую роль сыграла и дочь композитора – юная красавица Наталья Тихоновна. Она приглашала в гости музыкантов, дирижеров, певцов, музыковедов и журналистов. На одном званом приёме посчастливилось побывать и мне, а компанию вместе со мной разделили молодые солисты одного из красноармейских ансамблей Кобзон и Кохно, певица Голубкина, актер Владимир Зельдин. Финалом застолья стала знаменитая песня «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве». Через несколько дней мы с удовольствием смотрели новый фильм «Поезд идет на Восток», музыку к которому написал Т.Н.Хренников. Главную песню, ставшую лейтмотивом картины, распевал сам автор, одетый в форму военного моряка. Снялась в главной роли в одном из болгарских фильмов и Наталья Тихоновна. У талантливой невесты не было отбоя от ухажеров, но - на ее счастье – она выбрала тихого и застенчивого художника. Дай Бог им обоим счастья!

Из других композиторов мне посчастливилось пару раз повстречаться с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. Один из своих юбилеев знаменитый маэстро решил отпраздновать в городе Горьком (Нижнем Новгороде). Сюда я приехал в качестве корреспондента ТАСС. Мы все побывали в горьковской консерватории, с наслаждением прослушав бессмертную Ленинградскую седьмую симфонию.

Дмитрий Дмитриевич охотно ответил на вопросы журналистов и рабочих Горьковского автозавода, которые подарили ему серебряную эмблему ЗИЛа. Кстати, мы с мамой пережили эвакуацию в Горьковской области и не раз видели немецкие самолеты, бомбившие завод (завод ЗИЛ был эвакуирован из Москвы на восток 15 октября 1941 года. Оборудование завода было перевезено в города Ульяновск, Щадринск, Челябинск, Миасс. Основой новых заводов стало эвакуированное оборудование и люди. Так появились Ульяновский, Уральский автомобильные заводы, Челябинский кузнечно-прессовый, а также Шадринский агрегатный завод). 

Шостакович пожарныйКомпозитор, по его словам, служил в команде, которая тушила зажигалки в осажденных ленинградских домах. Он подарил мне свою фотографию 1942 года, где был запечатлён в пожарной каске на чердаке одного из домов. Первые военные месяцы Д.Шостакович провёл в Ленинграде, но свою знаменитую песню «Фонарики», написанную на слова Михаила Светлова в конце того же года, он посвятил Москве. А к тому времени, как он переехал в Москву, песня «Фонарики» стала популярна и любима народом, ее все время исполняли по радио.

Песня о фонариках
Музыка Д.Шостаковича
Слова М.Светлова


Над родной Москвою, вдоль Москва-реки,
Самолёты вражеские шли,
И тогда карманные фонарики
На ночных дежурствах мы зажгли.

Бессменный часовой
Все ночи до зари,
Мой старый друг – фонарик мой,
Гори, гори, гори!

Помню время сумрака туманного,
Тех ночей мы помним каждый час, -
Узкий луч фонарика карманного
В ночи те ни разу не погас.

Помню ночь над затемненной улицей,
Мы с любимой были рядом тут,
И фонарик – вот какая умница! –
Вдруг погас на несколько минут.

Над родной притихшею столицею
Он светил на каждом чердаке
Пусть сегодня снова загорится он,
Как бывало, в девичьей руке.
(1942)

Подписывая для меня фотографию, композитор сказал: «Давно это было, но хочется поскорее все забыть и жить только радостями. Жить сыновьями, внуками, их интересами, жить театром, спортивными праздниками…» Кстати, он признался, что любит футбол больше хоккея. А из футбольных команд отдает предпочтение клубу «Динамо».

Говоря о создании новых музыкальных спектаклей, он отметил, что очень ждёт премьеры оперы «Катерина Измайлова» и оперетты «Москва Черёмушки». Все это состоялось. Однако особый интерес вызвала опера «Нос» (по Гоголю) в постановке Б.Покровского в Москве, в Новом театре, а также один из шедевров Ю.Григоровича – «Золотой век».

Летом 1970 года мне посчастливилось участвовать в поездке по Волге на теплоходе «Казань» - от Горького до Волгограда. Это был год 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Праздник отмечался повсюду, особенно в Ульяновске и приволжских городах. На теплоходе разместился симфонический оркестр кинематографии под руководством Карена Хачатуряна и несколько солистов, в том числе и пианист Н.Петров, блистательно исполнявший любимую Ильичем сонату «Аппассионату». Но особый шарм придавало этой поездке присутствие на теплоходе двух композиторов, общительных остроумцев, – Родиона Щедрина и Андрея Эшпая. Они весело изображали из себя двух английских денди и все время обращались друг к другу по-английски.

- А что это за деревенька на том берегу? – спрашивал Эшпай.
- Я полагаю, сэр, - отвечал Щедрин, - что деревенька эта называется Большие Sorry.

Мы проплывали мимо тех мест, где 800 лет назад располагалось Ордынское ханство. Ослепленный солнцем, я на миг прикрыл глаза, и в воображении моем представились тучные стада, лошадиное ржание и проносящиеся вдоль берега лихие всадники с нагайками в руках. А еще позже мне вдруг показались выстроенные на прибрежном холме ряды русских червленых щитов.

«О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!»
(«О, русская земля! Уже ты за холмом!» - пер. Д.С.Лихачева «Слово о полку Игореве»)

Некоторые ученые предполагают, что наша историческая ментальность помогает нам видеть картины прошлого, особенно в юном возрасте. С годами эта наша особенность заглушается, а то и вовсе исчезает.

Я надолго запомнил эту поездку по реке Волге, эти мимолетные видения. Вспоминал и уютный Ленинский дом в Ульяновске, в котором Щедрин трепетной рукой проиграл несколько гамм.

Не знаю, встречусь ли я еще хоть раз с композитором, который преподает в Мюнхене, время от времени навещает Москву и встречается по старой памяти с воспитанниками хора имени А.В.Свешникова...

С того дальнего волжского озарения я все чаще думаю о русской истории, о прошлых поколениях, в которых могли бы родиться и мы.



культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

17.03.20 Египетские папирусы о травах и лечении болезней

Сообщения о целебной силе обычных растений дают нам папирусы, которые относятся к 1700 году до нашей эры (н.э.).
Подробнее

17.11.19 Русская художественная керамика VIII-XXI века

Лекция-презентация иллюстрированной энциклопедии "Русская художественная керамика VIII-XXI века" - автор  Некрасова Мария Александровна.
Подробнее

10.10.19 Памяти Алисы Качаровой. Манеж

Готовы ли мы воспользоваться опытом предыдущих десятилетий или созидательные и творческие усилия нескольких поколений — плод исторической ошибки? Воспоминания одного из участников культурных событий тех лет дают материал для размышления на эти ...
Подробнее
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский короновирус
китайский короновирус
новый китайский короновирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.