Росписи церкви Христа Антифонита на Кипре
Автор: Ольга Воропаева
Церковь Христа Антифонита (XII век), один из лучших образцов византийского искусства на всей территории Кипра, представляет собой главный храм существовавшего здесь ранее одноименного монастыря. Расположенный восточнее Кирении (смотри интерактивную карту) между деревнями Святого Амвросия и Калогреа на склонах горной гряды Пентадактилос, храм всегда находился на достаточном удалении от центральных дорог, что способствовало его сохранности.
The Church of Christ Antifonidis decorations dating from the late XII century. Main part of work concerned with stylistic features, based on which we define three types of images, and one individual artistic manner. In order to determine the place of murals in later comnenian art, we try to compare this fresco with other monuments of Cyprus (and outside the territory) dating from second half of the XII century. Murals of the church of Christ Antifonidis reflects the main stylistic trendencies and methods of transformation of the capital model.
Мощные стены монастырского храма сложены из местного мягкого охристого туфа. Архитектурный облик церкви представляет собой просторное сооружение с большим ассиметричным куполом, охватывающим практически весь неф, на восьми цилиндрических опорах: две из них ограничивают алтарное пространство от центральной подкупольной зоны, две в восточной части сливаются с подпружными арками и примыкают к стене, выделяя своеобразную подкупольную ячейку; две примыкают к боковым стенам нефа, ещё две находятся в западной части на границе с нартексом XVвека. С южной стороны к храму примыкает сводчатая галерея, также построенная во времена франкского владычества.
Подобная архитектурная типология несмотря на свою необычность тяготеет к центрическим византийским постройкам. Высокий купол производит монументальное впечатление, создаётся определённая светотеневая игра: благодаря двенадцати щелевидным оконным проёмам, прорезанным в толще стены барабана, подкупольное пространство кажется свободным при относительно небольшом масштабе постройки и буквально наполненным светом. Освещение в алтарной части более приглушенное, что подчёркивает ее сакральное значение.
Стилиану, отмечая оригинальную типологию Антифонита, датирует постройку концом XII века, оговаривая тот факт, что подобные сооружения возводились на Кипре, о чём свидетельствуют руины замка Святого Иллариона в окрестностях Кирении.
Посвящение Христу Антифониту, т.е. "дающему ответ", связано с распространением парных вкладных икон Христа Антифонита и Богоматери Елеусы ("Милостивой") во второй половине XII века. Подобное явление связано с тем, что при царствовании Исаака Комнина вкладная икона становится своеобразным объектом поминовения благочестивого ктитора.
Поскольку на территории Византийской империи искусство развивалось крайне неравномерно, столичная тенденция проявилась на Кипре лишь в самом конце XII века. Так в монастыре Аракос близ Лагудеры сохранилась диастильная икона 1192 года, изображающая Пантократора. На ней ктитор излагает свою молитву-ходатайство в надписи на раме иконы. Оттуда же происходят настолпные иконы "Христос Антифонит" (1992 г.) и "Богоматерь Елеуса" (1192 г.), образующие пару, непрерывно молящуюся за благополучие ктитора.
Росписи храма Христа Антифонита относятся к двум периодам. Живопись в виме, на центральных восточных опорах и арках, в северо-западном углу нефа относятся к концу XII века. Более поздний слой соотносится с концом XV века, вероятно, он создавался сразу после расширения однонефной церкви.