Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

диалог культур и религий

Служение Слову Божию

институт благородных девиц

Пути Господни неисповедимы!
О протоиерее М.А. Соколове, законоучителе Саратовского Мариинского института благородных девиц

Следующая встреча с царской семьей Романовых связана с Мариинским институтом благородных девиц в Саратове.
В институтах благородных девиц, получали классическое образование дочери дворян (реже - купцов) по программам, близким к курсам гимназий. Появлению женского образования в России мы обязаны Екатерине II (по ее указу и проекту Ивана Бецкого в 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц). Обучение девочек  в институтах благородных девиц длилось 12 лет… Девочки поступали в заведения в 6-летнем возрасте и оставались там до 18-ти лет. Преподавателями были женщины, которые отбирались строгой комиссией. Однако в «штатном расписании» обычно  числились 5 священников и дьяконов, так как Закон Божий изучался во всех классах, вплоть до выпускного. Подчёркивалось, что "задача института - давать учащимся девицам не только научные знания, но всестороннее развитие способностей и добрых наклонностей... воспитание в широком значении этого слова - что достигается соединёнными усилиями истинно образованной семьи и школы".
Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске всем девушкам выдавались аттестаты. При Екатерине II «шифр» — золотой вензель в виде инициала императрицы — получали шесть лучших учениц, при Марии Фёдоровне — десять. Лучшие воспитанницы получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами.
Существовал такой институт и в Саратове. Он был открыт в 1854 году. В 1857 году епископ Саратовский Иоанникий I (Горский) освятил институтский храм во имя св. равноап. Марии Магдалины. В этом храме прослужил 38 лет протоиерей Михаил Соколов, о котором нам хочется рассказать.

Работник Христова виноградника
Автор: Валерий Теплов
статья опубликована в газете "Православная вера", № 23, декабрь 2016, издание Саратовской епархии

Протоиерей Михаил СоколовНа третьем участке Воскресенского кладбища Саратова находится покосившийся от времени вековой металлический крест — это надгробие одного из выдающихся православных пастырей дореволюционного Саратова — протоиерея Михаила Александровича Соколова, прослужившего всю свою пастырскую жизнь (почти 38 лет) на одном месте — в храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (прим.ред. - могила Михаила Соколова восстановлена праправнучкой Мариной Клименко).
Первым настоятелем храма и законоучителем православного вероисповедания (в учебном заведении были также католические и лютеранские законоучители) был магистр Московской духовной академии протоиерей Павел Смирнов. Вторым настоятелем храма стал отец Михаил Соколов.
Он родился в семье протоиерея около 1840 года, учился прилежно и окончил Саратовскую духовную семинарию 14 июля 1860 года по первому разряду. 13 октября 1860 года был определен младшим учителем в Камышинское духовное училище. На следующий год 19 августа 1861 года он перемещается на должность учителя в Саратовское духовное училище, где прослужил также один год и поступил в Казанскую духовную академию. По окончании обучения Михаил Александрович вернулся в Саратов — с 5 января 1867 года определен преподавателем всеобщей, гражданской и русской истории Саратовской духовной семинарии. В степени кандидата богословия он был утвержден 28 июля 1867 года. С 16 октября 1868 года он стал помощником инспектора семинарии.
 До наших дней сохранилась реликвия - книга Священного Писания, в конце которой на обороте нахзаца он собственноручно записал «Памятник семейных событий», в котором отмечено, что 27 октября 1868 года он был обвенчан с Глафирой Матвеевной, дочерью священника саратовской Введенской церкви отца Матфея Надеждина. 20 сентября следующего года в их семье родился первенец - Зинаида.
16 октября 1869 года Михаил Соколов пишет прошение, в котором просит совет Мариинского института благородных девиц ходатайствовать об определении к занятию должностей законоучителя и настоятеля институтской церкви. 21 ноября 1869 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанникием II (Рудневым) он был рукоположен в сан диакона, а через два дня — во иерея. А 1 декабря 1869 года он был определен законоучителем, а также преподавателем педагогики и настоятелем Марие-Магдалинской церкви института. На этом месте он прослужит всю свою жизнь.
Первоначально церковь была на третьем этаже здания института, однако через некоторое время она оказалась очень тесной. В связи с этим по проекту архитектора А.М.Салько было пристроено к главному корпусу особое каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже этого здания устроена была обширная светлая церковь, вход в которую шел из классного коридора главного корпуса. Она была освящена 28 сентября 1897 года Преосвященным Николаем (Налимовым), епископом Саратовским и Царицынским тоже во имя св. равноап. Марии Магдалины. В храме находились пожертвованные благотворителями и выпускницами института разных лет иконы.
Богослужение отец Михаил совершал в воскресные, праздничные и табельные дни (дни торжеств, связанных с царствовавшим домом) в учебное время, за исключением летних каникул. Два хора воспитанниц пели на обоих клиросах под управлением учителя церковного пения, а в его отсутствие управляли сами воспитанницы.
Конечно, присутствовал отец Михаил, когда 31 августа 1871 года состоялось посещение института государем императором Александром II с сыновьями Александром (будущим императором) и Владимиром. Император, прибыв в институт, ознакомился со зданием и постановкой здесь образования. 1 января 1870 года, помимо службы в институте, отец Михаил был определен членом попечительства о бедных духовного звания, а с 27 июня 1870 года стал членом Совета Саратовского епархиального женского училища.
Некоторых из тех, кого из-за недостатка средств не имелось возможности содержать в училище, брало на свое содержание попечительство о бедных духовного звания. Но кандидатов было много и поэтому члены Совета епархиального женского училища, в том числе отец Михаил, по списку, имеющемуся при попечительстве и по прошениям, поступившим в совет училища производили посредством жребия выбор девочек-сирот для содержания и обучения в Саратовском епархиальном женском училище.
Обширно благочинническое служение отца Михаила, так 31 мая 1874 года по выбору духовенства города Саратова и определению (10 июня) епархиального начальства он на первое трехлетие занял должность благочинного саратовских городских церквей, а по предложению епископа Саратовского и Царицынского Тихона (Покровского) 10 сентября 1875 года утвержден благочинным Александро-Невского кафедрального собора. Служение это он нес подряд двенадцать лет и за это 3 февраля 1887 г. был награжден орденом Св. Анны III степени. Помимо этого, определением епархиального начальства, изложенным в указе консистории от 25 октября 1883 года был назначен благочинным домовых церквей города Саратова — эту должность он исправлял свыше четверти века — вплоть до самой кончины.
Перечислим также другие обязанности о. Михаила. 16 июня 1875 года он был избран действительным членом Саратовского губернского статистического комитета. По выбору общего собрания Братства св. Креста утвержден председателем Совета Братства Св. Креста с 1879 года. 21 Апреля 1876 года назначен председателем комитета по устройству религиозно-нравственных чтений для народа, в каковой должности состоял почти 10 лет — по 16 ноября 1885 года. По назначению Епархиального Архиерея состоял экзаменатором кандидатов священства и регулярно произносил проповеди в кафедральном Александро-Невском соборе Саратова.
Значимой сферой его деятельности, как выпускника и преподавателя саратовской духовной школы стало время с 1882 по сентябрь 1885 года, когда по избранию духовенства и утверждению архиереем отец Михаил состоял председателем Строительного комитета по возведению нового здания Саратовской православной семинарии. В 1885 году учебное заведение переехало в новое здание, построенное на углу Александpовской (Горького) и Малой Сеpгиевской (Мичурина) улиц, где находится и поныне. Отец Михаил был пожизненным членом общества «вспомоществования недостаточным воспитанникам» семинарии.
Указанием епископа Павла (Вильчинского) от 30 декабря 1883 года отец Михаил был назначен редактором неофициального отдела «Саратовских епархиальных ведомостей». Состоял цензором епархиального цензурного Комитета и был председателем комиссии по составлению устава Саратовского епархиального духовно-просветительского союза, его научные туды публиковалиси издательством Саратовской Ученой Архивной Комиссии (ознакомиться со статьей М. Соколова "Об участии духовенства в Пугачёвском восстании в пределах Астраханской епархии", 1908)
За годы службы отец Михаил неоднократно удостаивался различных наград и был премирован 11 раз. За ревностное служение на пользу Церкви Божией он был награжден набедренником (1871), скуфьей (1874), камилавкой (1881), наперсным крестом (1884), палицей (1898). За заслуги по епархиальному ведомству Святейшим Синодом удостоен возведения в сан протоиерея 25 марта 1877 года. Главным управлением общества попечения о раненных и больных воинах 15 января 1880 года удостоен знака Красного креста. От Святейшего Синода награжден золотым наперсным крестом 15/20 марта 1884 г. Имел серебряную медаль в память императора Александра III. «За усердную и полезную службу по должности законоучителя института» 1 апреля 1890 г. удостоен ордена св. Анны II степени, 15 мая 1894 г. — ордена св. Владимира IV степени, давшего ему право потомственного дворянства, а 6 мая 1902 г. по представлению совета института — ордена св. Владимира III степени.
В семье отца Михаила и Глафиры Матвеевны было 9 детей: Зинаида (20 сентября 1869 — 25 ноября 1945), Александр (2 апреля 1871 — 24 декабря 1940), Николай (родился 17 февраля 1873), Екатерина (7 декабря 1876 — 3 марта 1950), Леонид (22 марта 1879 — 1910), Мария (13 апреля 1880 — 14 августа 1956), Борис (5 августа 1884 — 1943), Наталия (2 апреля 1890 — 16 июля 1981) и Константин (2 апреля 1892 — 1930). 8 апреля 1892 года, через 6 дней после рождения сына, Глафира Матвеевна скончалась и была погребена на саратовском кладбище возле Воскресенского храма. 1 августа 1907 года отец Михаил по своему прошению в связи с болезнью вышел за штат, но продолжал свое служение в должности благочинного домовых храмов Саратова. Резолюцией епископа Саратовского Гермогена (Долганева) от 19 марта 1909 г. он был причислен к сверхштатному духовенству Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря. Скончался он в праздник Вознесения Господня — 7 мая 1909 года в 5 часов утра.
Надгробное слово произнес преемник отца Михаила — новый институтский законоучитель священник Сергий Ильменский: «Те искренние, горячие и обильные слезы, которых свидетелями были мы полутора года тому назад при прощании твоем с институтом и вчера — при последнем целовании с тобою, показывают, что ты был действительно для них дорогим, любимым батюшкой, духовным пастырем и отцом их. Прими же от нас глубокий земной поклон за прекрасное духовное наследие, оставленное тобою мне, недостойному преемнику.
Служение Слову Божию по должности законоучителя и настоятеля было главным делом твоего служения Церкви Христовой, главным, но не единственным. Блестящие духовные дарования твои не могли остаться незамеченными архипастырями саратовской Церкви, и на протяжении тридцатипятилетнего служения они поручают тебе и другие многоразличные служения на обширной ниве духовного делания Церкви Христовой, ты был поставляем ими во главе многих духовно-просветительных учреждений епархии, и здесь были разносторонни и разнообразны заслуги твои... В лице твоем мы провожаем на место вечного упокоения одного из самых усердных и даровитых делателей виноградника Христова». Протоиерей Михаил был погребен рядом с супругой.
Провожавший в последний путь отца Михаила отец Сергий Ильменский был назначен также на должность, которую до этого занимал отец Михаил — благочинного домовых церквей города Саратова, а в 1914 году принял иноческий постриг с именем Феофан, в феврале 1917 года он был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии.
24 декабря 1918 года при отступлении красных из Перми он был ими зверски замучен на реке Каме. В 1998 году он был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии, а для общецерковного почитания прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Соборе Русской Православной Церкви 2000 года (память 11 декабря).
Мариинский храм был закрыт в 1918 году, в советские годы в его помещении находился клуб железнодорожников имени Карла Либкнехта. Только в 2005 году после возвращения церкви епархии, состоялось первое богослужение там, где нес свое служение один из замечательных пастырей саратовской земли.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

30.11.18 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

29.11.18 Босх и загадки его творчества - иконографии

Линда Харрис открывает нам новые грани работ Босха, доказывая, что все его произведения последовательно передают еретические доктрины катаров. Мифы и доктрины к
Подробнее

29.11.18 Ханс Янтцен. О церковном пространстве в готике

Франц Куглер в своей «Истории строительного искусства» (1859) внутреннее пространство готической церкви назвал «воистину подобной Откровению Тайны, которая захватывает чувства, выхватывает и уносит за собой души и заставляет забывать те ...
Подробнее

26.11.18 Физкультурный парад как вид театра

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах»
Подробнее

17.09.18 Профилактика ожирения

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее
Искусство
Искусство
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Веб-портал
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.