Монумент на двух континентах
Автор: Сергей Орлов
История человечества отмечена чередой великих событий, которые с течением времени не меркнут, не утрачивают своего могущества, остаются вечно значимыми, актуальными, сомасштабными всем временам и эпохам. Такова героическая эпопея дона Кристобаля Колона, открывшего новый континент, развернувшего свиток нового этапа в истории человечества.
Сошлись два мира. Событие такого масштаба не отдаляется во времени, сквозь сотни и сотни лет остается действенным, побуждающим верить в созидательную силу провидческих идей. Колумб не только открыл Новый Свет, но, осуществив четыре экспедиции, утвердил необратимую историческую связь двух континентов.
В два часа ночи 12 октября 1492 года матрос Родриго де Триана первым увидел землю, ударил пушечный выстрел, корабли легли в дрейф. В этот день Колумб высадился на одном из островов Багамского архипелага и установил на новой земле кастильское знамя. В честь Всевышнего, хранящего и ведущего мореплавателей, он назвал благодатный остров Сан-Сальвадор («Святой Спаситель»).
В 1989 году, в преддверии 500-летия великого события, испанцы и американцы объявили всемирный конкурс на памятник Колумбу. Лучшим был признан проект Зураба Церетели под девизом «Как Европа нашла Америку». Преимущество этого проекта было определено оригинальностью замысла. Автор предложил создать ансамбль из двух монументов, разделенных Атлантическим океаном, установленных на двух континентах (в Европе и Америке).
Образ Колумба на протяжении многих лет вдохновляет творчество Зураба Церетели. На рубеже XX-XXI веков художник открыл форму двойного монумента, что дало возможность по-новому выразить художественную идею. Проект осуществлялся в два этапа. Первый памятник был установлен в Севилье в 1995 году, второй – в Пуэрто-Рико в 2016. Двойной ландшафтный монумент овеществил идею единства стран, народов и эпох.
Колоссы в Севилье и Пуэрто-Рико не повторяют друг друга, напротив, они контрастны по композиции, наделены яркими характерными чертами. Именно контраст определил внутреннюю целостность проекта, сообщил всему ансамблю экспрессию и многозначность.
В концепции монументов – «Рождение нового Человека» (первая часть ансамбля в Старом Свете) и «Рождение Нового Света» (вторая часть) выражена идея движения истории. Новое мировоззрение формируется в сознании людей и открывает новые жизненные стимулы, пробуждает энергию преодоления обстоятельств, познания, освоения, преобразования мира. «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно» – говорил Лев Толстой. Сила слова Командора, его уверенность, феноменальная интуиция определили успех экспедиции. Колумб умел убеждать. 30 апреля 1492 года Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская жалуют Колумбу дворянский титул, звание Адмирала Моря-Океана, признают, что в случае удачи он назначается вице-королем новых заокеанских земель.
В октябре 1995 года в Севилье был торжественно открыт 45-метровый монумент «Рождение Нового Человека» – дар народу Испании от Правительства России. Статуя была установлена за полгода до официального открытия и была высоко оценена жителями города. Выражая общее чувство, дочь короля Хуана Карлоса сказала на открытии, что народ Испании признал и полюбил эту скульптуру. В ответном слове Церетели выразил свое глубокое почтение Испании – родине Нового человека, великих мастеров – Эль Греко, Мурильо, Гауди, Пикассо. Торжество почтил своим присутствием прямой потомок Колумба.
За год до этого знаменательного события, 18 октября 1994 года малая модель композиции «Рождение Нового Человека» была установлена во внутреннем дворе штаб-квартиры ЮНЕСКО. В торжественной акции принял участие Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор Сарагоса.
Общий абрис монумента в Севилье – цельная, полая, сферическая форма. Форма как бы стягивается невидимым магнитом. Монумент впечатляет глубиной внутреннего пространства. Дон Кристобаль Колон соприкоснулся с глубиной неизведанного, прошел над глубинами океана, над фантастическими водными джунглями Саргассова моря (впервые в истории мореплавания), миновал фатальное пространство Бермудского треугольника.
Величественная глубина одушевляет монумент. Фигура Командора встроена в сферическую ажурную, проницаемую оболочку, символически сцепляющую начало и завершение пути, рождение идеи, убедительность слова Командора, успешный итог экспедиции. Совмещены шаровидная форма Земли и мотивы оснастки парусного судна. В металлическую сферу врезаны фрагментарные изображения парусов, мачт, циклопических корабельных канатов. Кажется, сама Земля наполняется энергией космических вихрей.
Монументальная сфера ассоциируется с трюмом парусного судна, огромным прожектором, с чревом Земли. Командор опирается о Землю изнутри, как Атлант, поддерживает ее оболочку. Земля не столь велика, достижима в любой своей точке. Человек, открывший новый континент, сомасштабен планете.
Отсутствует пьедестал. Огромная овальная форма поднимается прямо из земли, вырастает как храм, как новое астральное святилище. Архитектура и скульптура тут неразрывны, едины и всемогущи. Памятник символичен и документален. В руках Колумба самое ценное документальное свидетельство – развернутая географическая карта с координатами новых земель и океанских пространств. Рождение Нового Человека тождественно расширению границ познанного мира.
Командор искал новый путь к сокровищам Индии, Китая, Сипанги (Японии), был убеждён, что открыл западный путь в Азию. Одним из первых истинный масштаб открытия Колумба определил флорентийский мореплаватель и астроном Америго Веспуччи. Веспуччи понял, что Колумб открыл не «Западную Индию», но новый континент. Командор умер в 1506 году, в 1507 году была составлена новая карта мира с очертаниями четвертого континента.
В апреле 2016 года осуществилась вторая часть проекта «Как Европа нашла Америку». Над побережьем острова Пуэрто-Рико (из группы Больших Антильских островов) в лучах тропического солнца высветились три гигантские металлические паруса с прорезями в форме креста. Три паруса – три корабля первой экспедиции Колумба – «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья».
В грандиозной статуе ярко проявилось стремление Церетели создавать произведения, рассчитанные на дальний обзор, протяженную перспективу природного ландшафта.
Монумент «Рождение Нового Света» (высота 126 метров, вес конструкции 599 тонн) возводился, монтировался как сложное инженерное сооружение с привлечением специальной техники. Церетели руководил монтажом. Колосс собран из 2400 деталей, отлитых на заводе «Монументскульптура» в Санкт-Петербурге. Памятник оборудован лифтом и смотровой площадкой на верхнем ярусе конструкции. Статуя стала самым высоким сооружением на подконтрольных США территориях в Карибском бассейне. Ландшафтный монумент открыт океанскому простору, в ночные часы иллюминированный Колосс-Маяк виден за многие километры.
Статуя Командора возвышается на античной колонне, что ассоциируется с мифом об Аргонавтах. Как и во многих других монументах Церетели, пьедестал скульптурен, изобразителен. Корабль рассекает огромную географическую карту, символически входит в новые, ранее неведомые пределы мира. Карта разворачивается гигантским свитком, накатом океанской волны.
При всей символичности, карта подробно, предметно представляет экспедицию Командора. Дана картина мира во всех деталях – с континентами, горами и побережьями, морскими течениями, меридианами. Запечатлен экзотический природный мир Африки и Южной Америки, воплощен аллегорический облик властелина попутных ветров. Пунктиром обозначен маршрут, рассекающий Саргассово море.
Изображена птица – значимый эпизод первой экспедиции. Именно вслед за стаей перелетных птиц Колумб изменил курс с западного на запад-юго-запад и достиг побережья Багамского архипелага в октябре 1492 года.
Рельефную карту дополняют скульптурные изображения двух парусных кораблей. Один пересекает Атлантику (флагман Колумба), другой движется вдоль побережья Африки к мысу Доброй Надежды. Второй флагман идет по маршруту португальского мореплавателя Васко да Гама, который в 1497-1498 годах открыл морской путь в Индию в обход африканского континента.
Монумент Колумбу символичен, но, вместе с тем, концентрирует яркие сюжетные мотивы, предметные множества, влечет зрителей в увлекательное виртуальное путешествие.
Статуя «Рождение Нового Света» – пятый памятник, установленный Церетели на американском континенте. В предыдущие десятилетия были открыты монумент в честь Специальных Олимпийских игр для детей-инвалидов в Брокпорте, статуя Прометея перед Брокпортским Университетом изящных искусств, композиция «Добро побеждает Зло», установленная перед зданием штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.
«Слеза скорби» увековечивает память о трагических событиях 11 сентября 2001 года. Архитектурный монумент открыт в сентябре 2006 года в городе Байон в штате Нью-Джерси в США. Памятник возвысился на берегу Гудзонского залива, напротив нью-йоркского района Манхеттен, где стояли башни-близнецы.
Стела высотой 32 метра ассоциируется с одной из взорванных террористами башен Всемирного торгового центра. Бронзовая стела кажется живой плотью, в сквозной ране движется 12-метровая стальная слеза. На пьедестале начертаны имена более 3 тысяч погибших. Ландшафтная композиция равномасштабна водному простору и водному массиву. Слеза – знак скорби, центр земных энергий и ядро будущей жизни.
Монументальная скульптура ХХ столетия утвердила феномен символических монументов, посвященных событиям всемирно-исторического масштаба. В числе таких событий – героическая эпопея Колумба.
В разные эпохи, во многих странах и городах Европы и Америки установлены памятники Командору. Существует также множество архитектурных и скульптурных проектов, исполненных для международного конкурса на памятник-маяк Колумбу в Санто-Доминго. Конкурс был объявлен в 1928 году, в нем приняли участие 455 архитекторов из 48 стран.
В историю искусства ХХ века вошел новаторский проект архитектора Константина Мельникова. Композиция знаковая, конструктивная, кинетическая. Памятник напоминает гигантские песочные часы, символизирует время истории. Состоит из двух вертикальных конусов, верхний врезан в нижний на треть высоты. Два конуса – соединение двух континентов, двух миров, двух этапов истории.
Чудесная особенность монумента – два огромные крыла (красное и черное, солнце и ночь), венчающие верхний конус. Крылья космической бабочки могут вращаться под действием ветра, но конструктивно противостоят сильным ветровым нагрузкам.
В центре нижнего конуса торжественный зал и еще один меньший прозрачный конус, где установлены статуя и урна с прахом Адмирала Моря-Океана. Дождевая вода из верхнего конуса омывает прозрачный малый конус.
В пояснительной записке к своему проекту Мельников утверждал, что великие открытия Колумба не могут быть втиснуты в какую бы то ни было постоянную величину, поэтому безграничность архитектурного действия памятника в честь Колумба может быть осуществлена лишь с привлечением в композицию природных стихий.
Череда памятников Колумбу – предмет для специального исследования. Осуществляя проект «Как Европа нашла Америку», Церетели всесторонне изучил предшествующий опыт. Идея двух логически связанных памятников стала принципиально новой формой монументальной пластики.
Две статуи Колумба обращены к пространству истории, к масштабу Земли, это знак мира, знак единства людей всех континентов.