Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

исторические эссе

Тайный диалог двух гениев
Гоголь и Достоевский

С Пушкиным, кажется, все ясно. Он ради собрата по перу и последнюю рубаху мог с себя снять. Так было всегда в благословенные пушкинские времена.
"Ведь мог он вместить чужие гении в душе своей, как родные" - сказал Фёдор Достоевский на знаменитых торжествах в Москве в 1880 году.

Фёдору Михайловичу не посчастливилось пересечься на жизненном поприще с тем, кого он называл пророком и чьё стихотворение "Пророк" любил публично читать. После гибели поэта российскую словесность, по общему тогда признанию, возглавил наш другой национальный гений - Гоголь. И хотя жизненные пути Николая Васильевича и Фёдора Михайловича совпадают целым тридцатилетием, нет ни одного достоверного свидетельства об их встрече или переписке. Осмелюсь все же утверждать, что в литературе XIX века не могло не состояться их затаённого диалога.

Осенью 1844 года, когда Гоголь принимает морские ванны на курорте в Остенде и затем долгими вечерами во Франкфурте-на-Майне беседует с Василием Андреевичем Жуковским о близящемся к завершению втором томе "Мёртвых душ", в дождливом холодном Петербурге новоиспечённый инженер-подпоручик Достоевский пишет "Бедных людей". Русская читающая публика лишь недавно испытала потрясение от историй сначала пушкинского станционного смотрителя Самсона Вырина, потерявшего любимую дочь Дуняшу, затем - гоголевского переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина, у которого воры-усачи сдёрнули с плеч новую шинель. И вот эта щемящая тема бедного и одинокого человека отозвалась в новом произведении. И как отозвалась...

"Бедные люди капризны - это уж так от природы устроено"...
"У нас чижики так и мрут"...
"Сапоги-то у меня больно худы, да и пуговок нет"...
"Ходят люди, да некогда им. Сердца у них каменные, слова их жестокие".


И ещё одна фраза из романа Достоевского, навсегда врезающаяся в память своей афористичностью:
"Когда дети не играют, не балуются - это дурной знак".

История любви титулярного советника Макара Девушкина и девицы-сироты Варвары Доброселовой, разлучённых жестокосердными людьми, не оставила равнодушными читателей Петербурга. Самым первым среди них оказался однокашник автора по Инженерному училищу, будущий создатель "Антона-горемыки" Дмитрий Григорович, с которым Фёдор Михайлович делил квартиру. Молодой инженер, только что отнёсший в некрасовский "Современник" свой очерк "Петербургские шарманщики", познакомил и Достоевского со знаменитым поэтом и редактором.

В летопись русской литературы, наверное, навсегда войдёт та фантастическая ночь, когда Некрасов и Григорович по прочтении рукописи "Бедных людей" кинулись к дому Белинского. Они бросали камешки в окно великого критика, колотили палками о тротуар и голосили: "Новый Гоголь родился!" В стёклах дома неистового Виссариона неистово отражалась луна. А сам он, протирая глаза, спросонья прокричал в форточку: "Если вам поверить, Гоголи у нас родятся как грибы после дождя".

Чтение рукописи Бедные люди



Разумеется, на свет явился не новый Гоголь, а Достоевский - ещё один гений русской литературы. Это с первых же строк чтения "Бедных людей" понял Белинский, поняли и все петербургские читатели, в чьих сердцах билось сострадание, а в жилах текла горячая кровь. Но всего дороже был для автора отзыв, полученный от Белинского. Соответствующее событие так описано в "Дневнике писателя": "Он заговорил пламенно, с горящими глазами: "Да вы понимаете ль сами-то, - повторял он мне несколько раз и вскрикивал, по своему обыкновению, - что это вы такое написали!"

История о том, что в России родился новый Гоголь, дошла, конечно, и до самого Николая Васильевича. В мае 1846 года в Генуе он получил письмо и роман Достоевского от Анны Виельгорской, младшей дочери известного музыканта и мецената, к которой Гоголь собирался посвататься. У Николая Васильевича не могло быть секретов от будущей невесты. И единственная промелькнувшая словно невзначай оценка соратника и соперника по перу дана им в письме к любимой женщине:
"Бедные люди" я только начал, прочёл страницы три и заглянул в середину, чтобы видеть склад и замашку речи нового писателя... В авторе "Бедных людей" виден талант, выбор предметов говорит в пользу его качеств душевных, но видно также, что он ещё молод".

В истории с Достоевским тончайшее чутье подсказало Николаю Васильевичу, что случай выдался неординарный. Ещё два-три таких произведения - и вновь объявившийся сочинитель станет властителем дум молодого поколения. Литературная слава автора "Бедных людей" день ото дня должна была только расти. И тут Гоголь навсегда замолчал о Достоевском. На протяжении оставшихся лет он не обронил о нем больше ни полслова.

Забегая вперёд, скажу: судьба пощадила гоголевскую гордыню. К моменту возвращения Николая Васильевича из-за границы в Россию (1848) его младший современник, ободренный Белинским, вскоре стал отнюдь не светилом изящной словесности, а по чудовищной и злой иронии - государственным преступником и политкаторжанином (1849). Гоголю не суждено было узнать и то, что сам он послужил прототипом главного героя повести Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Он не дожил до 1859 года, когда читатели "Отечественных записок" Краевского с изумлением узрели в проповедях деревенского философа Фомы Опискина до боли знакомые сентенции из "Выбранных мест из переписки с друзьями". Эта пощёчина, в которую было вложено много личного и несправедливого, оказалась, пожалуй, обиднее, чем злополучное письмо из Зальцбрунна Белинского к Гоголю.

Я намеренно сделал нажим на слове "злополучное", поскольку письмо это сыграло роковую роль в судьбе Достоевского. Об этом свидетельствуют скупые строки из приговора по делу петрашевцев, в которое простодушно вляпался автор "Бедных людей".
Процитирую эти строки:
"Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте месяце сего года из Москвы от дворянина Плещеева (подсудимого) копию с преступного письма литератора Белинского, читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского и, наконец, передал его для списания копий подсудимому Момбелли". И далее из того же приговора: "Военный суд приговорил его, отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и прави¬тельстве письма литератора Белинского... лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием".

В удивительно тугой узел оказались завязанными судьбы трёх русских людей - Гоголя, Белинского, Достоевского. Создаётся даже впечатление, что многое здесь срежиссировал сам сатана. В самом деле, кто же тогда подталкивал их в спину на совершение противоестественных поступков?
Вот первые дни знакомства Достоевского с Белинским. И первая запись по этому поводу в "Дневнике писателя":
"Он тотчас же бросился обращать меня в свою веру... Я застал его страстным социалистом, и он прямо начал со мной с атеизма... Я страстно принял тогда все учение его".

А вот Белинский, находясь на лечении в Зальцбрунне, поминутно отхаркиваясь кровью и чертыхаясь, строчит ужасное письмо:
"Проповедник кнута,- апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов, что вы делаете?"

А вскоре и Достоевский с этим письмом в руках попадает в явно карнавальную компанию. Тускло мерцают свечи в медных канделябрах на пятничном собрании у велеречивого чудака Петрашевского. Собравшиеся здесь господа заговорщики, картинно раскинувшись в креслах, рассуждают о том, как-де лучше пронести в складках одежды на маскарад в царский дворец хорошо отточенные кинжалы. Особенно упорно усердствовал в безумном прожекте убеждённый террорист Спешнев. И Фёдор Михайлович, находясь в каком-то умопомрачении, начинает вдруг читать сиплым, срывающимся голосом строки из письма Белинского: "Взгляните себе под ноги: ведь вы стоите над бездною..."Вот когда сказана была вся правда, находившимся рядом слушателям. Сам Белинский умер за год до этого, повторяя перед смертью в глубокой задумчивости:гений всегда прав. Гоголь же, хотя и носил в себе неистребимую гордыню, отвечал своим хулителям смиренно, как и подобает истинному христианину:зачем глядите на меня рассерженными глазами? В книге моей лишь зародыш примирения всеобщего, а не раздора...

Знал ли вчерашний паломник к святым местам Палестины, что яростная полемика вокруг его книги "Выбранные места из переписки с друзьями" приведёт кое-кого к расстрельному столбу? Казнь, как известно, была отменена, государь Николай I был милостив, он даровал заговорщикам жизнь, отправив их всего лишь на каторгу. Но перед мнимым расстрелом состоялись примечательные разговоры.

"Господа, какие на нас смешные костюмы!" Это сказал Михаил Буташевич-Петрашевский, когда ему надевали на голову расстрельный мешок.
"Сейчас мы превратимся в горстку праха". Это - Николай Спешнев.
"Сейчас мы увидим Христа". А это слова Фёдора Достоевского.

В последнем случае - удивительное откровение. Уроки атеизма, преподнесённые неистовым Виссарионом, пропали даром. Нет, не с его единомышленниками-петрашевцами пойдёт дальше молодой русский гений. Он останется скорее вместе с Гоголем, разделит идеи его нравственной христианской проповеди. Слова о встрече с Христом сказаны были Фёдором Михайловичем в минуту, когда человек не лукавит. Истина вырвалась у него внезапно. В минуту аффекта. У расстрельного столба.

...И вот теперь-то я возвращаюсь назад, к моменту приезда Гоголя в Россию в 1848 году. Он прибыл на родину через Одессу и провёл весну и все лето на Украине. Белинского уже не было в живых. Но Достоевский пока ещё не попал на каторгу. Впереди был целый год для очного знакомства двух великих писателей. Однако все здесь покрыто тайной, все полно загадок. И надо полагать, многие исследователи поломали о них зубы. Но один временной отрезок - от 12 сентября до 14 октября 1848 года - заслуживает особого внимания. Это был месяц, в течение которого Гоголь и Достоевский, скорее всего, могли встретиться в Петербурге.

Известно и место возможной встречи - дом старинного гоголевского знакомца, преподавателя русской словесности в Пажеском корпусе Александра Комарова. Он был в числе преданнейших друзей писателя, его имя неоднократно упоминается в переписке Гоголя с нежинским "однокорытником" Николаем Прокоповичем. В одном из писем, в частности, рассказывается, как попечители Пажеского корпуса угрожали Комарову, настоятельно советовали переменить высокое мнение о "Мёртвых душах", намекая на возможное увольнение. Комаров остался при своём мнении. К этому надёжному человеку и обратился Николай Васильевич с просьбой собрать на своей квартире молодой цвет российской литературы.

Обратимся далее к свидетельствам трёх мемуаристов, участников той знаменательной встречи - Николая Некрасова, Ивана Панаева, Павла Анненкова.
Вот что записал соиздатель "Современника" Панаев:
"Гоголь изъявил желание А.А.Комарову приехать к нему и просил его пригласить к себе несколько известных новых литераторов, с которыми он не был знаком. А.А. пригласил, между прочим, Гончарова, Григоровича, Некрасова и Дружинина...
Гоголь приехал в половине одиннадцатого, отказался от чая, говоря, что он его никогда не пьёт, взглянул бегло на всех, подал руку знакомым, отправился в другую комнату и разлёгся на диване. Он говорил мало, вяло, нехотя, распространяя вокруг себя какую-то неловкость, что-то принуждённое.
Хозяин представил ему Гончарова, Григоровича, Некрасова и Дружинина. Гоголь несколько оживился, говорил с каждым из них об их произведениях, хотя было очень заметно, что не читал их...
От ужина, к величайшему огорчению хозяина дома, он также отказался. Вина не хотел пить никакого, хотя тут были всевозможные вина.
"Чем же вас угощать, Николай Васильевич?" – сказал, наконец в отчаянии хозяин дома.
"Ничем, - отвечал Гоголь, потирая свою бородку, - впрочем, пожалуй, дайте мне рюмку малаги".

Некрасов и Анненков дополнили живописную картину кое-какими подробностями. Но в главном они вторят Панаеву: вечер явно не удался. К тому же у всех троих в воспоминаниях зияет провал: за роскошно сервированным столом один из стульев оказался незанятым. Это был стул Достоевского. Однако не будем спешить с окончательными выводами. Будем помнить, что мемуаристы делали свои записи уже после того, как разразился суд над петрашевцами. Писать о том, что в их компании находился государственный преступник, было крайне опасно. Отсюда - фигура умолчания, табу на имя Достоевского. А впоследствии автор "Бедных людей", поначалу обласканный и пригретый Некрасовым, вовсе разошёлся с его направлением. Вспоминать о былой близости в эпоху журнальных полемик и склок стало невозможно. Но одно произведение, косвенно отразившее тот литературный вечер с бутылкой малаги в центре стола, все-таки сохранилось. Это повесть "Село Степанчиково и его обитатели".

Итак, перед нами весьма запоминающийся персонаж отечественной литературы. Доморощенный философ, плут и приживала Фома Фомич Опискин. С кого же он создавался? Кто послужил прототипом для злой пародии и карикатуры? Ответ слетает к нам, читатель, с первых же страниц повести:
"Явился Фома Фомич к генералу Крахоткину, как приживальщик из хлеба - ни более, ни менее. Откуда он взялся - покрыто мраком неизвестности. Я, впрочем, нарочно делал справки, и кое-что узнал о прежних обстоятельствах этого достопримечательного человека. Говорили, во-первых, что он когда-то и где-то служил, где-то пострадал и уж, разумеется, "за правду". Говорили ещё, что когда-то он занимался в Москве литературою". Дальше - больше. Помимо обстоятельств жизни Гоголя, который никогда не имел собственного угла, в повести Достоевского идут сплошные перепевы или пародии на темы "Выбранных мест из переписки с друзьями". Фома Фомич в своих застольных проповедях, по сути, излагает гоголевские статьи "Русский помещик" и "Предметы для лирического поэта". А чего стоит один из финальных монологов Опискина: "О, не ставьте мне монумента!.. В сердцах своих воздвигните мне монумент..."
Да это же завещание Николая Васильевича...

А теперь мы подходим к самому деликатному моменту. Все-таки был Достоевский на достопамятном вечере у А.А.Комарова? Был или не был? Отсылаю вас к повести "Село Степанчиково". Вот сцена запоздалого прихода Фомы Фомича в дом, где его давно ждут:
"- Ты у нас, Фома, ты в кругу своих! - вскричал дядя. - Ободрись, успокойся! И право, переменил бы ты теперь кос¬тюм, Фома, а то заболеешь... Да не хочешь ли подкрепиться, а? Так, эдак... рюмочку маленькую чего-нибудь, чтоб согреться...
- Малаги бы я выпил теперь, - простонал Фома, снова закрывая глаза".

Не берусь решительно утверждать, но мне все-таки кажется, что был Достоевский в тот холодный осенний вечер в компании петербургских литераторов. Мемуаристы свидетельствуют, что Гоголю были представлены в основном авторы журнала "Современник". Достоевский же в конце 1848 года, хотя и начал тяготеть к "Отечественным запискам" Краевского, входил ещё в тесный круг современниковцев, с некоторыми из них был связан дружескими узами. Его попросту не могли не позвать. А раз так, пофантазируем немного...

Однокашник Фёдора Михайловича по Инженерному училищу, изящный Дмитрий Григорович ввёл спотыкающегося от застенчивости приятеля в прихожую квартиры А.А.Комарова. В гостиной уже сидели Панаев, Дружинин и полноватый Гончаров. Свет играл в хрустале, матово переливался в листьях салата. Вместе с хозяином под руку нервно прохаживался набиравший популярность поэт Николай Некрасов. В кругу авторов своего журнала он чувствовал себя как дома, отчасти даже хозяином. Но опоздание Гоголя, которого расчётливый редактор намеревался к себе привлечь, сильно озадачивало. И вот раздался стук, и в двери показался знакомый всем по множеству гравюр и литографий острый птичий нос.

Дальше все шло в полном соответствии с мемуаристами. Хозяин дома вводил литераторов в свой кабинет, где на диване в генеральской позе возлежал Николай Васильевич.
"Вы, батенька, кто? Пишете прозу? Ах да, кажется, читал... а вы поэт? Почитайте что-нибудь... Стихи "Родина", прелестные стихи. Что же вы дальше будете писать? Что Бог на душу положит? М-да... а вот о цензуре не беспокойтесь. Цензура - чепуха. Все издадут, все напечатают... Вы говорите, надо чем-то кормиться? Да, это трудное обстоятельство".
И с каждым в таком же тоне. Гоголь хорошо освоил речевую манеру генерал-аншефа, объяснявшегося похожим образом в "Мёртвых душах" с капитаном Копейкиным. Пожалуй, Николая Васильевича можно в что-то оправдать за тот неудачный вечер. Это было время его жесточайшего духовного кризиса: поездка в Иерусалим разочаровала, сватовство к Анне Виельгорской сорвалось. Его состояние лучше всего передано в письме историку М.П.Погодину, посланном в те самые дни из Петербурга в Москву.
"Петербург берет столько времени, - пишет Гоголь старинному приятелю. - Езжу и отыскиваю людей, от которых можно сколько-нибудь узнать, что такое делается на нашем грешном свете. Все так странно, так дико. Какая-то нечистая сила ослепила глаза людям, и Бог попустил это ослепление. Я нахожусь точно в положении иностранца, приехавшего осматривать новую, никогда дотоле не виданную землю: его все дивит, все изумляет, и на каждом шагу попадается какая-нибудь неожиданность".

Не стали исключением для Гоголя и петербургские литераторы. Он не встретил в их кругу понимания, оттого так быстро уехал из дома А.А.Комарова, не найдя ни в ком единомыслия. Таким вот напыщенным и самовлюблённым запечатлелся Гоголь в памяти Достоевского, наблюдавшего многие сцены из-за чайного стола и создавшего через десять лет образ несравненного Фомы Фомича.

Удивительно, но факт: редактор "Современника" Некрасов, больше других натерпевшийся в тот вечер от Гоголя, печатать "Село Степанчиково" в своём журнале отказался. Его богатый журнальный и литературный опыт подсказывал: нельзя поддаваться беглым впечатлениям, иначе рискуешь впасть в карикатуру.

К чести Достоевского, он сохранил дружбу с Некрасовым, провёл в ноябре 1877 года немало часов у постели умирающего поэта. В лучшую сторону изменилось и отношение Фёдора Михайловича к великому гоголевскому наследию. В дни пушкинских торжеств в Москве в 1880 году Достоевский в Благородном собрании читает отрывки из "Мёртвых душ". Писателем-пророком движут теперь только высокие помыслы, мелочные обиды прошлого отброшены навсегда. Их немного таких, к чьему имени может быть приставлено слово "пророк", кто не осквернял свои писания шарлатанством и лжепророчеством. Именно к ним, к именам Пушкина и Гоголя, снова и снова возвращался Достоевский. Вернёмся и мы к тому, с чего начали, - к речи Фёдора Михайловича в 1880 году:
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь.
Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).