Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

Лекарственные растения - особенности лечения и виды пременения

научный и художественный перевод

Август Шмарзов. Сущность архитектонического творчества

Август Шмарзов

(фрагмент лекции, произнесённой Августом Шмарзовым в актовом зале Императорского университета Лейпцига 8 ноября 1893 года при вступлении на должность ординарного профессора истории искусства)

 

 

 

Историку, с благоговением и изумлением следившему за величественной поступью строительного искусства сквозь тысячелетия, может показаться, будто в какой-то момент в своем усердном рвении, направленном на отдельные формы, стили и задачи прошлого лишились некоего духовного обруча, стягивающего воедино все части целого и все средства ради единой цели. Уже одно выражение «искусство одеяния», если его обратить на парадоксальное воззрение даже столько высокоодаренного и высокообразованного художника как Готфрид Земпер, практически может иметь следствием лишь чисто внешний эффект.
А выражение Эдуарда фон Гартмана «архитектура должна быть тектоникой» – это уже просто противоречие на уровне слов, когда мы не без недоумения обязаны спросить, неужели греки совершенно без всякого смысла и разумения вынуждены были отличать от технических достижений ремесленника именно строительное искусство в качестве άρχιτεκτονική, в качестве основополагающего, первопричинного, мы могли бы сказать, «первоначально чистого творчества»? На самом деле сегодня возникает впечатление, будто никто просто не знает, что же, собственно говоря, есть такое эта архитектура.
При всей учености, присущей нашему исторического образованию, тем не менее, ширится отчуждение и утрачивается как теплота соучастия внутреннего человека в творениях архитектуры, так и естественное к этому искусству отношение. Так не пора ли все-таки поставить вопрос об истоке архитектуры и ее наиболее имманентной сущности? Генетический способ рассмотрения, который уже так давно в ходу в исторической науке, а сегодня пронизывает уже и естествознание, способен, вероятно, не меньшее число своих благотворных плодов предоставить и искусствознанию, располагающемуся посередине между двумя вышеупомянутыми науками.
Однако речь идет скорее о поиске вместо эстетик «сверху» и «снизу», которые до сих противопоставляет друг другу Фехнер, эстетики изнутри, и о необходимости положить начало движению изнутри вовне – как раз с помощью архитектуры, которая сама столь долго эстетикой извне представлялась одной лишь своей внешней стороной. Эстетическое рассмотрение наших даже наипростейших линеарных образований и психологическое объяснение производимых ими непосредственных впечатлений или игры ассоциативных факторов сегодня действительно исходит уже из творящего и наслаждающегося субъекта.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

17.11.19 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

17.11.19 Рут Уэбб. Эстетика сакрального пространства

Экфрасис в современном литературоведении является многомерным понятием. Неоднозначность его смыслового наполнения проявилась уже в античное время. Во-первых, 
Подробнее

17.11.19 Ханс Зедльмайр. Искусство Борромини

Что можно извлечь из творений Борромини касательно личности Борромини? Заданный в такой форме, вопрос этот еще не совсем определенен. Он подразумевает заданность самих творений Борромини. Можно ли из них заключить, к какой расе принадлежал Борромини ...
Подробнее

17.11.19 Профилактика ожирения: от Иисуса сына Сирахова до наших дней

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее

17.11.19 Русская художественная керамика VIII-XXI века

Лекция-презентация иллюстрированной энциклопедии "Русская художественная керамика VIII-XXI века" - автор  Некрасова Мария Александровна.
Подробнее
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез