Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

научный и художественный перевод

Дагоберт Фрай. Сущностное определение архитерктуры

Собор Святого Дункана

(читать на сайте МГУ)

Систематика искусств обязана в той мере исходить из видовых понятий искусств, данных нам эмпирически, насколько они обязаны признавать категориальное значение ориентированных на виды искусства (Kunstgattungen) таких понятий, как «живописное», «пластическое», «архитектоническое» – в качестве фактов, данных с точки зрения психологии языка. Систематика, которой мы предъявляем такое требование, не может быть основана лишь на материале и технике; она призвана выдвигать такие категории, которые позволяют сложиться в формологическую систему тому двойному значению, что заложена в определении разновидностей искусства (Kunstarten).
Подобно тому, как мы научно одному и тому же объекту можем задавать различные вопросы, ориентированные на различные науки, точно так же мы можем один и тот же объект художественно рассматривать по-разному, мы в состоянии его видеть живописно, пластически или архитектонически. Подобно тому, как в некоей системе наук эти самые науки определяются не через объективную исследовательскую область, а через постановку вопроса, точно так же и искусства не просто могут различаться в соответствии с изобразительными средствами (Darstellungsmitteln), а обязаны в соответствии со своей сущностью обретать свое определение через специфический для них способ рассмотрения (Betrachtungsweise), через лежащее в их основе особое субъектно-объектное отношение.

Внутри образных искусств непосредственно получается некоторая дихотомия, которую, пожалуй, можно признать за всеобщую: это различение внутри образных искусствах, понятых в узком смысле слова (таковыми являются живопись и пластика), и выделение второй группы, обозначавшейся по-разному как тектонические, технические или согласно Липпсу (не очень удачно) как пространственные искусства. Я хочу их все объединить в качестве «архитектуры» и знать, что у этого понятия можно подразумевать именно такой расширенный объем.
Обозревая все прежние попытки сущностного определения архитектуры, мы имеем возможность выявить в качестве основополагающих две, казалось бы, противоположные точки зрения: усматривать решающее или в материальности, или в пространственности; определять архитектуру или как наделение формой (Formung) материальных масс, как представление заложенных в этих массах сил и функций (как это делает Липпс), или как наделение формой полого пространства (Hohlraumes), как творческое взаимодействие-столкновение человеческого субъекта со своим пространственным окружением (как это у Шмарзова).
В общем и целом можно сказать, что первое понимание – более раннее, второе – более позднее. Полагание в основание телесных форм соответствует классицизму и его последующему воздействию. Это воззрение Шинкеля, Бёттихера и Земпера. В современной этой точке зрения философии, такой как она представлена у Гегеля или Шеллинга, подобное воззрение предполагает по большей части формулировку [сущности] архитектуры как наделения гештальтом неорганического.
«Борьба за тяжесть и сопротивление» в соответствие с этим образуют, согласно Шопенгауэру и Зибеку (Siebeck), фундаментальный мотив присущего архитектуре [способа] изображения-представления.
Невозможно переоценить заслугу Шмарзова, которая заключается в том, что он в противоположность предыдущему мнению первый указал со всей решительностью на пространственные построения (Raumgestaltung) в архитектуре. Для него архитектура – создание пространственных ограничений, создание пространства для человека и его жизни. Если для классицистической архитектурной теории греческий храм согласно своей художественной сущности образует телесную форму в качестве парадигмы, то для Шмарзова, что показательно, таковой оказывается христианская базилика, форма внутреннего пространства, которая по преимуществу полагает основание эстетическому анализу. В новейшее время переориентация на полое пространство получила решающий перевес как у практикующих художников-творцов, так и исследователей, занимающихся историей искусства.
В этом смысле стало почти общим местом говорить об архитектуре как о пространственном искусстве. Архитектурная эстетика Зёргеля представляет собой самую последовательную и самую интересную попытку продумать эту мысль до самых крайних выводов.

 

читать текст


 

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

30.11.18 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

29.11.18 Босх и загадки его творчества - иконографии

Линда Харрис открывает нам новые грани работ Босха, доказывая, что все его произведения последовательно передают еретические доктрины катаров. Мифы и доктрины к
Подробнее

29.11.18 Ханс Янтцен. О церковном пространстве в готике

Франц Куглер в своей «Истории строительного искусства» (1859) внутреннее пространство готической церкви назвал «воистину подобной Откровению Тайны, которая захватывает чувства, выхватывает и уносит за собой души и заставляет забывать те ...
Подробнее

26.11.18 Физкультурный парад как вид театра

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах»
Подробнее

17.09.18 Профилактика ожирения

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее
Искусство
Искусство
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Веб-портал
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.