Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

Лекарственные растения - особенности лечения и виды пременения

научный и художественный перевод

Гюнтер Бандманн. Иконология архитектуры

Базлика Святого Духа

Je crois que la métaphore seule peut donner une sorte d’éternité au style.* Marcel Proust

Я полагаю, что только метафора может придать стилю характер вечности. Марсель Пруст.

 

Иконография и иконология

 Первоначально в науке о древностях под «иконографией» подразумевали свод знаний, касающихся портретных изображений и связанных с определением личностей, присутствующих на монетах, печатях и геммах. В противоположность этому уже в 19 веке искусствознание данным термином обозначает вообще всякий набор сведений касательно содержания, представленного с помощью изобразительного искусства. В данном случае имеется в виду истолкование христианских, мифических и аллегорических сюжетов и персонажей.
То есть, иконография имеет дело с приметами и описанием лиц и событий, с содержанием (Inhalt), которое воспроизводится посредством образов и которое с точки зрения осуществленного художественного творения предшествует ему. В целом под иконографией понимается и истолкование символов (Symbolen), то есть форм (Formen), представленных в вещном законченном облике (dinglicher Gestalt) и указывающих на значение высшего порядка, которое не идентично первоначальному содержанию изображения и превосходит его.
Впрочем, в эпоху маньеризма и барокко для специального изучения символов использовалось также выражение «иконология» и его, как кажется, можно порекомендовать к возобновлению в сфере архитектурных исследований . В искусствознании преимущественно представлены два источника, из которых и черпает свои силы проблема иконографии: языческая античность, продолжающая свою жизнь в художественных творениях, и круг образов, свойственных христианскому средневековью.
Первые контуры научной иконографии в современном смысле слова можно наблюдать как раз в то время, когда в 19 веке вследствие романтических устремлений интересы сосредотачиваются вокруг средневекового искусства, при отсутствии всякого понимания содержаний, представленных во всем их локальном и историческом многообразии.
Показательно при этом то, что вначале за эту проблему взялись не историки церкви и христианские археологи, которых следовало бы призвать к решению подобных задач в первую очередь. Передние ряды исследователей составили скорее историки широкого профиля, оснащенные энциклопедическими и универсалистскими склонностями 18 века, но захваченные при этом романтическим пафосом оживления и истолкования христианских символов и образов (Bilder) средневековья.

В XVII и XIX веках все более и более усиливалось осознание творческого начала в художественном творении, осознание стиля, вообще произведения искусства как организма, чья середина есть «внутренняя форма» (Шефтсбери), понимание единичного, незаменимо уникального, действующего равным образом в разных предметах. И в силу этого иконография постепенно опускалась до какого-то привеска [истории искусства].
Не трудно было реконструировать творческое наследие анонимного художника, не обращая внимания на характерные для его изображений содержательные моменты, и столь же реально было описать характер немецкого, французского и итальянского искусства, не стараясь постигнуть его тематику. Содержательные стороны были не более чем, так сказать, вокабулярием индивидуального художественного гения, народной души или духа времени.
Сюжет признавался достойным изучения только в том случае, если казалось, что подобный воображаемый дух обращается с темами каким-то особым способом . В целом, для автономной истории искусства, ориентированной на стилистическую критику, вещи лишены были всякой научной привлекательности. Показательной для подобного настроения выглядит – уже из области тогдашнего современного искусства – фраза Либерманна: «Совершенно все равно, пишут ли мертвого Валленштайна, или яблоко».
Здесь не место указывать на условность, а также не слепоту этого воззрения, еще меньше места, чтобы упоминать его происхождение и его представителей. Для нашего краткого обзора истории науки необходимо лишь указать, что подобная тенденция превратила историю искусства в автономную дисциплину, а иконографию – в ненужную вспомогательную дисциплину. Тогдашняя оценка формы и содержания определила и иерархию наук. Мировоззренческий фундамент 19 века повлиял и на собственно постановку вопросов в иконографии. Она не ограничивалась исключительно выяснением фактов, вероопределений, предписаний и предложений, необходимых для интерпретации произведения искусства.
Иконография делала попытки превратить в предмет творческого акта и сами вещи, допуская одновременно, что единичный мыслящий гений избирал вещи и помещал их в устойчивые и прочные отношения. Хотя в некоторых случаях можно представить подходящие доказательства такого рода, в целом же подобная оценка индивидуального мысленного проекта справедливо подвергалась критике.
Эта корректура была не бесполезна для иконографии. Научная иконография смогла наполниться собственной методологической структурой, позволявшей через знание вокабулярия обращаться и к исследованию синтаксиса, именно в тот момент, когда Шпрингер и Краус вместо того, чтобы рассматривать порождение образного содержания (Bildinhalte) в связи программным мышлением средневековых богословов, стали понимать его как концентрацию и конденсат всеобщего мира представлений и идей, христианско-средневекового мира. Так что необходимо признать, что иконография, несмотря на фактическое игнорирование со стороны истории искусства, понятой как критика стиля, все-таки подготовила себе надежное место в семействе наук.
Рядом с голосами, принадлежавшими всеобщему искусствознанию и неизменно предостерегавшими против пренебрежительного отношения к иконографическим штудиям , всегда существовали большие научные школы и предметные области и внутри истории искусства, где иконографические изыскания занимали выдающееся место. При этом мы совершенно не упоминаем о христианских археологов.

читать текст


культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

17.03.20 Египетские папирусы о травах и лечении болезней

Сообщения о целебной силе обычных растений дают нам папирусы, которые относятся к 1700 году до нашей эры (н.э.).
Подробнее

17.11.19 Русская художественная керамика VIII-XXI века

Лекция-презентация иллюстрированной энциклопедии "Русская художественная керамика VIII-XXI века" - автор  Некрасова Мария Александровна.
Подробнее

10.10.19 Памяти Алисы Качаровой. Манеж

Готовы ли мы воспользоваться опытом предыдущих десятилетий или созидательные и творческие усилия нескольких поколений — плод исторической ошибки? Воспоминания одного из участников культурных событий тех лет дают материал для размышления на эти ...
Подробнее
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский короновирус
китайский короновирус
новый китайский короновирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.