Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

научный и художественный перевод

Ханс Зедльмайр. Возникновение собора

Храм Святого Грааля

Отражение собора в храме Святого Грааля из «Младшего Титуреля»

До сих пор мы пытались исключительно на основании внимательного рассмотрения собора добиться такой установки, в которой становятся просто доступными зрению феномены, что нередко воспринимаются как нечто чуждое. Таким способом достигнутые «воззрения» подтверждаются описанием храма Святого Грааля в «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга. Его поэма возникла ок. 1260-1270 гг.
На гладком, сверкающим лунным светом плато шириной более чем в сто клафтеров, расположенном вверху горы из оникса в Сальватерре, что в Испании, возвышается храм в виде могучей ротонды. Эта ротонда имеет главный хор на востоке, освященный Самим Св. Духом, три портала по другим сторонам Неба и венком из 72 восьмиугольных капелл хора и 36 шестиярусных башен-колоколен.

Сегодня уже не обсуждается тот факт, что поэту в его воображении рисовался хор готического храма, дополненный до вида полного многоугольника и перенесенный в область фантастического. Одно только подробное описание окон вне всякого сомнения указывает на развитую готическую архитектуру. Целое же, наоборот, «умножает» прототип и как бы переводит на немецкий язык то, что связано с отдельными формами: так, например, колокольни представляют собой превращенные в башни контрфорсы, окружающие постройку. Немецким оказывается и стремление достигнуть полного центрического сооружения, примерно тем же способом, каким Либфраукирхе в Трире доводит до полного многоугольника хор французской церкви. Впрочем, вполне возможно и участие в качестве образца круглых церквей тамплиеров. Столь же немецкой и одновременно типичной для стадии развития, приходящейся на 1260 год, является и мощная кумуляция отдельных элементов, примерно та, что заметна в чертежах для собора в Страсбурге (несколько иная по способу исполнения). Дополнительное убранство храма с помощью как кажется произвольно придуманных подробностей выдает немалую тонкость чувств поэта применительно к формальному миру собора. Его произведение «как никакое иное творение, со всей отчетливостью и неповторимой исчерпанностью знаменует собой время готического состояния духа» (Швитеринг).
В поэтическом описании этой чудесной постройки повторяются почти все прежде нами сформулированные феномены собора, подтверждая, что и для восхищенных современников, и для нас важны были одни и те же вещи.
Первое: впечатление парения. О парении всего храма Святого Грааля говорится не совсем отчетливо, но если представить себе полированный диск из оникса, на котором вознесено сооружение, то станет понятным, что храм расположен на чем-то прочном исключительно для осязания, но не для глаза: иначе говоря, он кажется парящим. Правильность этой нашей интерпретации подтверждает мотив золотого орла, венчающего башенный шпиль храма Святого Грааля: этот шпиль прикреплен к кресту из прозрачного кристалла, и кажется, – согласно собственным словам поэтического сообщения, – что он свободно парит.

читать текст


культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

30.11.18 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

29.11.18 Босх и загадки его творчества - иконографии

Линда Харрис открывает нам новые грани работ Босха, доказывая, что все его произведения последовательно передают еретические доктрины катаров. Мифы и доктрины к
Подробнее

29.11.18 Ханс Янтцен. О церковном пространстве в готике

Франц Куглер в своей «Истории строительного искусства» (1859) внутреннее пространство готической церкви назвал «воистину подобной Откровению Тайны, которая захватывает чувства, выхватывает и уносит за собой души и заставляет забывать те ...
Подробнее

26.11.18 Физкультурный парад как вид театра

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах»
Подробнее

17.09.18 Профилактика ожирения

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее
Искусство
Искусство
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Веб-портал
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.