Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

научный и художественный перевод

Христиан Норберг-Шульц. Египетская архитерктура

Христиан Норберг-Шульц

 Введение

Сооружения Древнего Египта до сих пор можно считать одними из самых впечатляющих построек в истории архитектуры. Мегалитическая масса и чёткость очертаний придают им исключительную силу и мощь. Преобладают простые стереометрические формы и строгая геометрическая организация, и, хотя в египетской архитектуре можно усмотреть определённое историческое развитие, представляется, что её базовые интенции оставались постоянными на протяжении почти трёх тысячелетий. Наиболее убедительно эти интенции представлены архитектурным типом пирамиды, которая обычно считается самым характерным воплощением египетской архитектуры. Её сбалансированная форма, синтез вертикальных и горизонтальных сил, и несравненная телесная мощь кажутся воплощением постоянного, вечного порядка.

Действительно, «порядок» и «постоянство» хорошо выражают основную цель египетской архитектуры. Камень был избран из-за его тяжести и стойкости перед силами разрушения и распада, и его естественная природа усиливается контрастом гладких поверхностей и острых углов. Посредством этого масса и вес абстрагируются, становясь частью общей системы символической организации, где вертикальное и горизонтальное объединяются для формирования ортогонального пространства, которое, по сути своей, полностью однородно. Мы можем назвать его «абсолютным пространством», и единичное сооружение материализует его . Добившись этого, египетская архитектура достигла абстрагирования, к которому стремились и другие ранние средиземноморские цивилизации, и её можно считать первой завершённый архитектурной символической системой в истории человечества. Представляется, однако, что как таковая она владела довольно ограниченным набором выразительных средств.

Было бы неверным описывать египетское пространство как простую статичную ортогональную координатную систему, каковой оно может показаться. Более внимательный взгляд на памятники архитектуры показывает, что они расположены по оси; так что аксиальность, «осевость», становится ещё одним отличительным явлением египетской архитектуры. Это особенно очевидно в великих храмах Нового Царства, но и пирамиды Древнего Царства также образовывали часть пространственной последовательности. Однако египетская аксиальность, хотя она и предполагает направление, вектор, всегда замкнута на себе. Она символизирует не активное овладение окружением, но скорее кажется представляющей вечное положение вещей. Ортогональная и осевая организация, таким образом, служат осуществлению одной цели: созданию постоянной, непоколебимо крепкой – навеки действенной — среды.

Однако эта общая интенция не препятствовала значительному разнообразию и богатству артикуляции и детализации. Безусловно и то, что декорация египетской архитектуры никогда не угрожает целостности общей формы; обычно оно усиливает кристалличность пластических элементов, но может также придавать отдельному сооружению определенные характерные черты. Великие темы основных строительных задач можно было интерпретировать по-иному снова и снова, и мы действительно можем различить перемены во вкусах и художественных намерениях по ходу долгой истории египетской культуры. И вполне можно говорить об истории египетской архитектуры, потому что египтяне достигли уровня абстракции, который предусматривал конкретизацию общих экзистенциальных значений. Но предполагаемое развитие представляло собой скорее систематичную разработку определенных базовых интенций, чем манифестацию воли к эксперименту.

Место обитания человека и окружающий ландшафт

Египетский ландшафт — первый ключ к лучшему пониманию обозначенных выше основных явлений. Вряд ли какая-либо другая страна имеет такую же простую и правильную географическую структуру. По обе стороны узкой и длинной долины Нила находятся пустыни, ограничивающие пространство обитания человека. Египет, таким образом, можно описать как продольный - растянутый по географической долготе - оазис, имеющий относительно однообразный характер по всей протяженности. Его климат сух и стабилен и, вместе с регулярными разливами Нила, кажется являющим вечный природный порядок. Вместе основные стихии природы устанавливают простую пространственную структуру - с Нилом, текущим с юга на север, и с солнцем, встающим на востоке и садящимся на западе. Эти простые соотношения представлены в иероглифе, обозначающем «мир»: разрез долины с небом вверху и вписанным в него солнцем, движущимся поперек . Поля по обе стороны Нила образовывали ортогональную координатную сетку с рекой — продольной осью.

В Верхнем Египте этот паттерн ограничен цепями гор, как обозначено в иероглифе мира. В Нижнем Египте переход от оазиса к пустыне более постепенный, хотя и ясно очерченный. Здесь находятся великие пирамиды, которые были расположены так, чтобы образовывать длинный ряд искусственных гор, параллельных Нилу. От пирамид вниз к реке приблизительно под прямым углом вели длинные дороги по дамбам. Даже в Фивах храмы формируют подобный ряд вдоль цепи гор, хотя там — не пирамиды, а скальные гробницы.

Итак, мы видим, как использовались землеустройство и архитектура, чтобы привести к совершенству и артикулировать природную структуру страны. Цель состояла в том, чтобы сделать видимой ту пространственную структуру, которая давала египтянину чувство экзистенциальной идентичности и безопасности.

Внутри этой общей структуры те места, которые имели особый, индивидуальный характер, с ранних времен соотносились с местными богами. Эти боги играли только второстепенную роль в египетской религии; основные ее фигуры вели происхождение от более общих аспектов природы и человеческой жизни. Египетские боги, при всей разнице их облика и функций, не имели мотивировались индивидуальными желаниями и причудами, но входили в интегрированную мифологическую систему, где каждая часть функционально и символически была зависима от других . Аналогично, природные элементы понимались скорее как общие характеры, нежели как отдельные участки. Например, понятия «земли» и «пустыни» были абстракциями, обозначенными соответственно черным и красным цветами.

Так простая географическая структура Египта обеспечивала основу для символизации базовых экзистенциальных значений. В материальной среде они конкретизировались как организованные по оси и ортогонально структурированные контуры, расположенные в соответствии с огромным растянутым по долготе пространством Нильской долины. Это также справедливо для поселений и городов

читать текст

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

30.11.18 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

29.11.18 Босх и загадки его творчества - иконографии

Линда Харрис открывает нам новые грани работ Босха, доказывая, что все его произведения последовательно передают еретические доктрины катаров. Мифы и доктрины к
Подробнее

29.11.18 Ханс Янтцен. О церковном пространстве в готике

Франц Куглер в своей «Истории строительного искусства» (1859) внутреннее пространство готической церкви назвал «воистину подобной Откровению Тайны, которая захватывает чувства, выхватывает и уносит за собой души и заставляет забывать те ...
Подробнее

26.11.18 Физкультурный парад как вид театра

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах»
Подробнее

17.09.18 Профилактика ожирения

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее
Искусство
Искусство
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Веб-портал
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.