Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

лекарственные растения - особенности лечения и пременения

рождение мира профилактика здоровья
как сохранить здоровье

традиционное народное искусство

Казанские ичиги

Казанские ичиги

Автор: Лилия Саттарова

Множество способов художественной обработки кожи придумано человеком: тиснение, аппликация, вышивка, роспись и даже инкрустация металлом. Особняком среди них стоит оригинальная техника шитья казанской узорной кожаной обуви. Эту технику можно назвать кожаной мозаикой, ведь именно по принципу мозаики детали из цветной кожи своеобразным способом стачки-вышивки соединяются в сложный узор.

Предыстория казанской узорной кожи восходит к средним векам, когда тюркские племена, пришедшие в Поволжье в VIII – XIX веках и в начале X века создали здесь собственное государство – Волжско-Камскую Булгарию (Болгарию).Культурные и торговые интересы Булгарии были связаны с Востоком, и именно оттуда шло влияние на развитие местного ремесленного производства. Войны и пожары уничтожили материальные свидетельства о быте и костюмы татар периода Казанского ханства (1438 – 1552).

Классические казанские узорные сапожки-ичиги – продукт промысла, развивавшегося в многочисленных слободах Казани и окрестных деревнях на протяжении XIX – начала XX века. Археология позволяет проследить эту традицию у народов Китая, Ирана, Средней Азии, Алтая и Монголии в пору древности и в Средине века.

Литография Г. – Ф.Х. Паули в изданном в Петербурге альбоме «Народы России» (1862) дает представление об одежде и обуви казанских татар середины XIX века1: женщины обуты в ичиги, поверх которых надеты кожаные калоши кауши (кавши, кафши) на каблучке и без задника, с загнутыми вверх носами, с отделкой из красной и зеленой кожи и золотной вышивкой. У мужчин ичиги темного цвета и кауши.

Бывшее в течение долгого времени домашним ремеслом в татарских деревнях, шитье ичигов с начала XIX столетия превращается в организованный промысел. Его расцвет в Поволжье в немалой степени был обусловлен быстрым развитием кожевенной отрасли с середины XVIII века. Знаменитый казанский сафьян – это тонкая, мягкая кожа, выделанная растительным дублением из шкур коз, реже овец и телят. Ее красили в различные цвета. Именно из сафьяна шили узорные сапожки, а также делали книжные переплеты. Другим известным продуктом производства была юфть – более толстая кожа, обычно выделанная из шкур годовалых бычков.

Казань была и самым крупным центром производства обуви.  Мы не располагаем пока данными о том, на каком именно этапе ичижное ремесло обогатилось техникой кожаной мозаики и освоило шов, ставший известным впоследствии как «казанский», «татарский» и «казанская работа втачку».

В литературе по этнографии и народному искусству татар Поволжья можно встретить различные варианты создания декоративной поверхности мозаики. Некоторые исследователи культуры казанских татар так описывают эту технику: «кусочки разноцветной кожи, сшитые и рельефно окантованные цветной строчкой из шелковых, золотых и серебряных нитей»2. Двоякая роль шва – соединять и украшать – вызывала иногда предположения, что «казанский» шов является результатом двух последовательных операций: сшивания разноцветных заготовок и украшения швов разноцветными шелками, шерстью или металлическими нитями.

Одна из ярких страниц в истории «азиатской» обуви связана со временем, когда узорные татарские сапожки были частью русского костюма. У историка Н.И. Костомарова есть такое свидетельство: «Это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные… И четыги были всегда цветные, чаще всего красные и желтые, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображением единорогов, листьев, цветов и проч., и унизывались жемчугом»3.

С европеизацией русского костюма сапожки с узором сохранились в другом качестве – в дворянском, усадебном быту. Так, «в татарский, шитый серебром сапожок» обут старый князь Болконский в романе Льва Толстого «Война и мир».

Мягкие сапожки были обязательной домашней обувью у мусульман Средней Азии, Кавказа, крымских татар и анатолийских турок. При выходе из дома на мягкие ичиги надевались обувь из более грубой толстой кожи на твердой подошве – кауши. Это был особый вид кожаной обуви, производившейся в Казани.

Эта обувь больше походила на башмачки, которые имели каблук, иногда достаточно высокий, и украшались разными способами: цветной кожей, вышивкой, кисточками и т.п. Именно как башмачки они фигурируют у историка Н.И. Костомарова. Он пишет, что они, как и ичиги, тоже были цветными, узорными. Отличительная их особенность, независимо от меняющихся с годами фасона и высоты каблука, низкая пятка, которая при ходьбе отставала. Головка обуви была закрытой и соединялась с задником двумя металлическими набивками. Правый и левый кауши не различались.

Со временем кауши преобразились в туфельки без задников, находившие спрос как в центре России, так и на востоке империи. Татарские ичижники называли их спальными туфлями, а еще вояжерками: удобство и легкость снискали им большую популярность среди любителей путешествовать.

Спрос на мягкие, добротные и нарядные ичиги был столь высок, что только в Казани в конце XIX – начале XX века их производилось до трех миллионов пар в год. Именно тогда традиционное ремесло приобрело характер местной промышленности, которую представляли до десятка крупных торговых домов, занимавшихся производством и сбытом. Выкроенные из кожи заготовки разных видов сапог расшивали на дому женщины, а сапожные операции выполняли мужчины-ичижники. Уже в первой половине ХХ века здесь выделяются своим размахом фабрики купцов-промышленников Абдуллина и Файзуллина.

Казанские производители вывозили свой уникальный товар на большие российские и международные выставки и ярмарки. Так, сафьяновые ичиги и башмаки, выставленные фирмой купца и промышленника М. Галеева, в 1880-х годах получили множество наград в России и были удостоены Большой золотой медали (1883) и бронзовой медали и почетного отзыва Всемирной парижской выставки в 1889 году4. В конце ХIХ – начале ХХ века татарские сапожки получили распространение в артистической среде. О популярности такой обуви говорит и фотография начала 1920-х годов, на которой запечатлена Айседора Дункан в казанских ичигах на палубе идущего в Америку судна.

Экономический спад в период Первой мировой и Гражданской войн не мог не сказаться на состоянии производства. Промысел начал понемногу возрождаться после Великой Отечественной войны. Интерес к народному искусству, возникший под влиянием художественных тенденций начала 1960-х годов, способствовал переменам в отношении к старинным народным промыслам. В 1961 году на основе сохранившихся артелей были созданы фабрики по шитью национальной обуви. Размещались они в селах, жители которых издавна участвовали в промысле и сохраняли шитье обуви как традиционное домашнее ремесло. В 1972 году Арская и Дубъязская фабрики были преобразованы в Арское производственное объединение национальной обуви5. Отметим, что к этому времени орнамент ичигов был значительно обеднен.

Развитие искусства кожаной мозаики сегодня тесно связано с тенденциями моды. В конце ХХ века появились модели одежды и обуви из кожи с рисунком «под восточные ткани», нанесенным тиснением и красителями. Имитация татарской мозаики, выполненная обычной аппликацией, также присутствовала в этих поисках. Однако использовать в полной мере декоративные возможности кожаной мозаики – значит сочетать в изделии узорный крой цветных кож с традиционным «казанским» швом.

Сегодня в комплекте костюмов, создаваемых художниками для эстрады и национальных ансамблей, есть элементы мозаики как декоративной отделки. Приходится признать, что ичижное ремесло, которым в прошлом занимались безымянные мастера, перешло в область декоративно-прикладного искусства. Оно обрело собственных профессиональных художников, искавших в древней технике новые выразительные возможности. Современные художники используют декоративные качества кожаной мозаики, создавая в неповторимой старинной технике одежду, настенные панно и ковры, диванные подушки и обивку мебели, аксессуары и национальные сувениры.

1.      Народы России. СПб., 1862.

2.      Например, см. Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань, 1953. С. 102.

3.      Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., 1860. С.63.

4.      Гулова Ф.Ф. Татарская национальная обувь (искусство кожаной мозаики). Казань. 1983.

5.      Ныне – ОАО НПП «Арская национальная обувь»


культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

22.04.20 Клинические особенности коронавирусной инфекции

Инкубационный период составляет от 2 до 14 суток, в среднем 5-7 суток. Для COVID-19 характерно наличие клинических симптомов острой респираторной вирусной инфекции: • повышение температуры тела • кашель (сухой или с небольшим количеством ...
Подробнее

11.04.20 Коронавирус COVID-19

Представленные рекомендации  базируются на материалах по диагностике, профилактике и лечению COVID19, опубликованных специалистами ВОЗ, китайского, американского и европейского центров по контролю за заболеваемостью, анализе отечественных и ...
Подробнее
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез
Человек
Человек

Отличительная черта человека - прямохождение, осознанная членораздельная речь, высокоразвитый головной мозг и мышление. Человек изучает себя и изменяет внешний мир. Сущностью человека и проблемами его развития  занимаются философия, религия, науки и искусства до настоящего времени

Виктория королева Англии
Виктория королева Англии
бабушка великой княгини Елизаветы Феодоровны, урождённной Елизаветы Александры Луизы Алисы Гессен-Дармштадской
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери
Богоявленский собор. Кострома
Богоявленский собор. Кострома
Святой Феодор Стратилат
Святой Феодор Стратилат
Князь Василий Ярославич
Князь Василий Ярославич
1241-1276. Кострома
Святая мученица Параскева
Святая мученица Параскева
святитель Иоанн Златоуст
святитель Иоанн Златоуст
древняя византийская икона
Вирус

Вирусы до сих пор остаются одними из главных возбудителей инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. Более 1000 различных болезней имеют вирусную природу. Вирусы и вызываемые ими болезни человека являются объектом пристального изучения медицинской вирусологии.

Таксономия
Таксоно́мия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей, в частности, вирусов
китайский коронавирус
китайский коронавирус
новый китайский коронавирус - фото
торс
Тяжёлый о́стрый респирато́рный синдро́м (ТОРС, англ. SARS), также в СМИ — атипичная пневмония — респираторное вирусное заболевание, вызываемое коронавирусом SARS-CoV (англ. Severe acute respiratory syndrome coronavirus), первый случай которого зарегистрирован в ноябре 2002 года в южном Китае. Заболевание характеризуется вирусной пневмонией, быстро прогрессирующей до дыхательной недостаточности.
гималайские циветы
гималайские циветы

Гималайская цивета (Paguma larvata) - скрытный хищник, распространенный в джунглях от Северной Индии до Юго-Восточной Азии и Китая. Обитает он и на некоторых островах — Борнео, Суматра, Тайвань, Андаманские, Никобарские острова. В начале ХХ века гималайская цивета была завезена в Японию. Ее можно встретить и в других местообитаниях: листопадных лесах и равнинах, густо поросших кустарником. Встречаются гималайские циветы и в гористых местах (поднимаясь на высоту до 500 м над уровнем моря)

одногорбый верблюд
одногорбый верблюд
Одногорбый верблюд (лат. Camelus dromedarius), или дромеда́р (дромаде́р), или арабиан — вид млекопитающих, один из представителей семейства верблюдовых (Camelidae), относящийся наряду с двугорбым верблюдом (бактрианом) к роду собственно верблюдов (лат. Camelus).
ОРВИ
ОРВИ
ОРВИ
летучие мыши
летучие мыши
Вирусы запускают у летучих мышей сильную иммунную реакцию, которая защищает самих мышей, но при этом заставляет вирусы хорошо приспосабливаться к любой среде. Это делает летучих мышей неким резервуаром бактериальных и вирусных инфекций. Учитывая тот факт, что летучие мыши иногда доживают до 40 лет, в них скапливается одних только коронавирусов от 50 до 200 видов
вирус COVID-19
вирус COVID-19
строение вируса
АПФ 2
АПФ 2
АПФ2 имеет сродство к S-гликопротеинам некоторых коронавирусов, включая вирусы SARS-CoV и SARS-CoV-2, и является, таким образом, точкой проникновения вируса в клетку. Инфекция SARS-CoV-2 может подавляя АПФ2, приводить к токсическому избыточному накоплению ангиотензина II, которое вызывает острый респираторный дистресс-синдром и миокардит
Корноухов Александр, 1947
Корноухов Александр, 1947

Художник-монументалист, живописец, график. Советник РААСН (2000), член-корреспондент РАХ, преподаватель Суриковского Художественного Института с 2000 года. Родился в семье художников. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. После окончания института работал в Институте этнографии АН СССР. С 1975 года регулярно выставляется как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в Академии художеств Равенны, Центре Данте в Равенне, Парке Мира в Равенне, Италия, Институте искусств в Сассари, Италия, монастыре Равноапостольной Марии Магдалины, Израиль, частных собраниях в России, Италии, США.

Николаев Иван, 1940
Николаев Иван, 1940
Российский художник-монументалист. Работает в двухмерном пространстве — как график, станковый и монументальный живописец
Флорентийская мозаика
Флорентийская мозаика
Появилась флорентийская мозаика в эпоху Возрождения во Флоренции. В 1580 году в Уффици была основана мастерская, принадлежавшая семье Медичи, где создавались лучшие образцы мозаичных произведений: самые разные предметы светского и церковного декора. Именно в этой мастерской была разработана техника, актуальная и по сей день. Создания реалистичных изображений является особенностью флорентийской мозаики
Зинаида Серебрякова
Зинаида Серебрякова
Серебряков Зинаида Евгеньевна (урожденная Лансере, 1884-1967) известная русская художница одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Была членом объединения "Мир искусств". Автопортрет "За туалетом" (1909) принес ей известность. Творчество было посвящено русской земле и народу
Исцеление человека
Исцеление человека
авторы Полищук Л.Г. и Щербинина С.И.
здание библиотеки, Москва
Мозаика в холле издательства Известия
Мозаика в холле издательства Известия
авторы А.Васнецов и Н.Андронов
Убранство храма  Преображения
Убранство храма Преображения
Москва, Тушино
сатурация кислорода в крови
сатурация кислорода в крови
SpO2 показывает соотношение гемоглобина, содержащего кислород, к общему количеству гемоглобина в крови.
Нормой SpO2 для здорового человека считается 96-99% оксигемоглобина (так называется гемоглобин, содержащий кислород)
Быстрая шкала сепсиса
Исходя из определения и патогенеза, для скрининга сепсиса было предложено использовать шкалу qSOFA (quick Sepsis-related Organ Failure Assessment).
Критерии qSOFA:
Системное артериальное давление ≤ 100 мм рт. ст.;
Частота дыхания ≥ 22 в минуту;
Любое нарушение сознания (< 14 баллов по Шкале комы Глазго).