Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

традиционное народное искусство

Свистки и дудки

Свистулька Петушок

Автор: Марианна Обоева

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия и продолжается по сей день. И среди всего многообразия типов глиняных фигурок особого внимания заслуживает свистулька. В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка служила оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Звуком и свистом вызывали ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву, хотя культовое применение игрушек, в том числе свистулек, оставалось (вплоть до недавнего времени) наряду с игровым. В России самое известное событие с участием свистульки – вятский праздник свистопляски, или свистуньи.

Во время междоусобиц жители Хлынов-града – Вятки послали за подмогой в Великий Устюг, чтобы защититься от осадивших город новгородцев. Устюжане пришли, но в темноте жители Хлынов-града их не узнали и приняли за врагов и только наутро увидели, что перебили своих. В память о погибших нечаянно от рук братьев и возник праздник свистуньи. Таким образом, свист участвовал в обряде поминания. Со временем это значение стало отходить на второй план, и в Вятке обряд превратился в праздник, большую ярмарку, где главным товаром были дымковские игрушки и свистульки. Использование свистулек исторически связано с циклом сельскохозяйственных работ, причем языческие и христианские ритуалы совпадали по времени и эмоциональной атмосфере. Свистульки остались связаны с весенними праздниками, Пасхой, Рождеством, а также с праздниками урожая. До сих пор в первый пасхальный понедельник съезжаются любители и мастера глиняной свистульки в Люксембург. Здесь, а также в деревне Носпельт проходит ежегодная ярмарка: продают, дарят игрушки, меняются глиняными птичками приезжие из стран Европы (Бельгии, Румынии, Франции, Германии, Польши), выступают коллективы народных танцев и музыки.

Пасхальный понедельник празднуется в память о первом дне после Воскресения Христа. В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, что неподалеку от Иерусалима, и ужин. В честь этого события и назван люксембургский праздник – Эммэшн.
Свистульки можно разделить на три большие группы: с внутренней полостью, с прилепленным свистком и водяные. У игрушек первой группы чем больше внутреннее пространство, тем ниже звук, а чем меньше – тем выше, звонче. У изделий второй высота звука не зависит от размера, свисток-то сам по себе, поэтому любая игрушка с таким свистком звучит пронзительно. И, наконец, водяная свистулька (в России их называют соловьями) дает переливчатую трель, если в нее налить воды.

Звучащие игрушки, в том числе свистульки, использовались как шумовые музыкальные инструменты, мы и сейчас можем слышать окарину среди инструментов ансамблей народной музыки. Ценили свистульку и за возможность звукоподражания – имитацию щебета птиц. Известны и такие случаи, когда не предназначенная для свиста фигура со временем наделялась свистком. Например, глиняные барыни и их кавалеры в некоторых русских промыслах «взяли» в руки птичку или кошку-свистульку. Незвучащие игрушки хуже продавались: девочке хотелось и куклу иметь, и свистеть.

Об этом пишет Леонид Латынин в книге «Основные сюжеты русского народного искусства» (М.: Глас, 2006). «Озвучивание других фигурок, я думаю, заслуга ярмарок, заслуга того, что дети, завладев бывшими магическими глиняными фигурками, заставили мастеров наделить их голосами, вдунуть в них жизнь – свист».
Подтверждает это рассказ Тимофея Зоткина из Абашева об озвучивании куклы. «Не покупали девочки куклу – свиста не было. Вот деды и сунули ей подмышку свисток».

Свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел, любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной деревне. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька для покупателей служила определенной рекламой. Чтобы ускорить производство, увеличить объем продукции, мастера привлекали жен и детей. Гончар делал свисток – самую сложную часть, а персонажа – курочку или коровку – долепливали домочадцы.

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

30.11.18 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

29.11.18 Босх и загадки его творчества - иконографии

Линда Харрис открывает нам новые грани работ Босха, доказывая, что все его произведения последовательно передают еретические доктрины катаров. Мифы и доктрины к
Подробнее

29.11.18 Ханс Янтцен. О церковном пространстве в готике

Франц Куглер в своей «Истории строительного искусства» (1859) внутреннее пространство готической церкви назвал «воистину подобной Откровению Тайны, которая захватывает чувства, выхватывает и уносит за собой души и заставляет забывать те ...
Подробнее

26.11.18 Физкультурный парад как вид театра

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах»
Подробнее

17.09.18 Профилактика ожирения

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее
Искусство
Искусство
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Веб-портал
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.