Оскар Качаров - интервью
Moscow artist Oscar Kacharov (1924-2007) had a traditional training, and later, in the 1950s, when the Soviet society in general and art in particular were freeing themselves from the consequences of Stalinism, he turned a new page in his art. Innovative in spirit and technique his work contains a powerful emotional charge and intensive feeling. He is completely free of any opportunistic considerations, of any desire to please his higher-ups or emulate any of the modern trends. His firm moral principles provide a core as it were for his entire work which is noted for its freedom of thought as a creative necessity rather than a striving for sensationalism.
Bright colours and a life-asserting energy of his paintings combine with dramatism and a psychological insight. Particularly noteworthy is his use of colour and its expressive possibilities. A further analysis of his work brings to mind the new fauvists who aim at combining realist and abstract elements to create an artistic metaphore conveying an idea in a symbolic form.
Despite the wide colour range his pictures give an impression of laconism. On the basis of his enormous practical experience the artist formulated the principle of «compositional system of ten colours», reflecting his subjective vision of the world.
Московский художник Оскар Качаров (1924-2007) принадлежал к той плеяде отечественных мастеров второй половины прошлого столетия, творчество которых отмечено активным поиском новых средств художественной выразительности.
Последовательно формируя свою концепцию колорита и композиции, он остался творцом образов, а не декларатором схемы. Наиболее яркой и характерной стороной его творчества стало оперирование цветом, отношениями пятна и линии, а также особая система наложения краски на холст, придающая картине музыкальность и лучезарность.
Так, ещё в конце 1950-х годов Качаров приходит к убеждению, что декоративная условность точнее передаёт конкретный образ, и отказывается от натуралистического отношения к цвету. Теперь он пишет не синее небо, а синеву, не белый снег, а белизну. Поиск новой художественной выразительности приводит его к все более смелым экспериментам с цветовыми возможностями палитры, позволяющим достичь активного эмоционального наполнения образа.
Отрывок их книги Марины Клименко "Диалог со временем"
Мое детство прошло в древнерусском городе, недалеко от Киево-Печерской лавры. В те годы люди шли пешком на богомолье за тысячи километров. Колокольный перезвон, яркое солнце, играющее на куполах церквей и трубах духового оркестра, маршировавшего с военными частями, эхо над днепровскими далями - все эти впечатления сохранились в памяти навсегда.
Оскар Качаров родился 11 мая 1924 года в Киеве. Рисование увлекло его с самого раннего возраста, а потом изостудия Дворца пионеров, частная студия художника-передвижника М.М.Ярового. С двенадцати лет другой цели, кроме живописи, для него не существовало. В 1941 году он окончил специальную среднюю художественную школу имени Т.Г.Шевченко. 21 июня был выпускной вечер, а на рассвете 22-го — первая бомбежка. Война. В 1942 году Качаров добровольцем ушел на фронт. Воевал на 1-м Белорусском, был механиком авиационного гарнизона, участвовал в штурме Берлина.
После войны Качаров продолжил художественное образование во Львове, в Институте прикладного и декоративного искусства, на факультете монументальной живописи (педагог Р.Ю. Сельский). Но его больше интересовала станковая живопись, тянуло к истокам русского искусства. Он поступает в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, где учится в мастерской В.П.Ефанова и у педагогов Д.К.Мочальского, С.И.Дудника, А.М.Грицая, Д.Д.Жилинского, М.В.Алпатова.
Дипломная работа - картина «В госпитале» (1953).
После окончания института его по распределению направляют в Кишинев на преподавательскую и творческую работу. В это время совместно с молдавским художником И.Т.Богдеско написаны многофигурные композиции «По дорогам старой Бессарабии» (1954) и «Здравствуй, степь» (1957). В 1955 году Качарова принимают в Союз художников СССР. Благодаря активной творческой работе и многочисленным поездкам по Молдавии, Архангельской и Новгородской областям, на остров Сахалин появились такие произведения, как «Ломоносов в детские годы» (1954), «Здравствуй, степь» (1957), «Дойна» (1960), «Дед Василь» (1965), «Прасковья Алексеевна, вдова солдатская» (1969).