Аделаида Пологова
Аделаида Германовна Пологова (1923-2008)
Pologova is a sculptor of God's mercy. Everything what she touches - clay, wood, stone, metal, glass - acquires the beauty of form, becoming a plastic value and a carrier of spiritual meaning. Once she was asked the question: "If God came to you, what would you ask of him?" And she replied: "I would just thank him."
Bright and original creativity of Pologova enriched modern sculpture with new themes, artistic techniques and images. The classical understanding of form is combined in her works with primitivism and the traditions of Russian folk sculpture, in particular, the folk art of woodcarving.
«Пологова – скульптор божьей милостью. Всё, к чему она прикасается, - глина, дерево, камень, металл, стекло – обретает красоту формы, становясь пластической ценностью и носителем духовного смысла.
Однажды ей задали вопрос: «Если бы к Вам пришел Бог, о чем бы вы его попросили?» И она ответила: «Я бы его только поблагодарила».
(Яков Назаров)
Яркое и самобытное творчество Пологовой обогатило современную скульптуру новыми темами, художественными приемами и образами. Классическое понимание формы сочетается в ее работах с примитивизмом и традициями русской народной скульптуры, в частности, народного художественного промысла резьбы по дереву.
Особенностью ее работ в дереве является использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям архаики, античности, Средневековья и русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас, на который наносится краска.
В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.
В своем творчестве она часто обращается как к будничным жанровым сценам, так и темам народной сказки, частушки песни ("Весна", "Ладушки-ладушки", "Переяславские плотники", портреты А.Ланкинена, физика Казанского и др.)
По творческой манере она близка мастерам скульптуры, которые я активизируют пластическую форму, выявляю характер изображенных героев.
Ее работы отличает архитектоничность, декоративность, емкость образно-психологических решений, выразительность формы и цвета, некоторая театральность. В скульптурных композициях Пологова посредством цвета сообщает своим персонажам конкретность и индивидуальность. Многофигурная скульптурная композиция «Ужин в семье колхозника К.Буланова» (шамот), представляющая будничную сцену семейного застолья, выполнена в подчеркнуто декоративной манере, где именно цвет дает острую психологическую характеристику каждому из персонажей.
Особое место в ее творчестве занимает тема материнства, которая раскрывается как вечная драма смены поколений в непрекращающемся жизненном потоке. Скульптура «Иди и след мой сохрани» – произведение автобиографическое, пронизанное внутренним трагизмом (она потеряла мать еще в детстве).
Тема материнства связана как с детскими воспоминаниями о матери, так и с собственным материнским опытом – воспитанием сына. Ее многочисленные «Колыбельные» 1980-х годов наполнены нежностью и благоговейным отношением к ребенку.
Скульптурная композиция "Материнство" (1960) отмечена Золотой медалью Академии художеств СССР, цикл композиций "Материнство" (1988) - Государственной премией СССР.
Скульптор использует полихромию, выявляет фактурные возможности различных материалов (дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, бумага, стекло) и их сочетаний, прибегает к приемам живописной и пластической игры, элементам гротеска. Ее творчеству свойственны особая гармоничность, пластичность и богатство эмоциональных оттенков.
Среди основных работ: «После купания» (мрамор, 1956), «Мальчик, которого не боятся птицы» (фаянс, подглазурная роспись, 1965; известняк, 1985), «Ужин в семье колхозника К.Буланова» (шамот, роспись, 1972), "Хранительница домашнего очага" (дерево, 1983), "Успевайте петь колыбельные песни" (дерево, 1983), «Как этот мир велик в лучах рабочей лампы» (дерево, 1984), цикл «Материнство» (1983–1988), «Иди и след мой сохрани» (дерево, роспись, позолота, 1987), "Древо жизни" (1986), "Колыбельная" (1988), "Гоголь" (дерево, 1991), "Рай моей юности" (керамика, 1993), "Серафим Саровский" (дерево, 1990), "Зимний пейзаж" (дерево, 1990), "Разбитый амур" (1994), "Русалка" (1995), "Мальчик на коне" (1995) «Белые облака бесконечны и вечны» (дерево, роспись, 1997–1998) и др.
Портреты современников – пианистки М.В.Юдиной (бронза, 1967), В.А.Фаворского с дочерью (гипс, 1967), В.Беринга (дерево, роспись, 1987), Серафима Саровского (дерево, роспись, 1990), Н.В.Гоголя (дерево, роспись, 1991) и др.
Она работала и в области монументально-декоративного искусства: оформление Ташкентского республиканского театра кукол (1978–1981), интерьера ресторана «Москва» в Олимпийской деревне в Москве (1980).
Произведения Пологовой выставлялись на многочисленных московских, всесоюзных и международных выставках (Варшава, Краков, Венеция, Париж, Бонн, Берлин, Мюнхен, Пекин).
29 октября 1923 г. - родилась в Екатеринбурге в семье театрального художника Германа Пологова
1948 - окончила Свердловское художественное училище
1952 - Московский институт прикладного и декоративного искусства
1955 - Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (Ленинград). Педагоги: П.А.Стемпковский, В.И.Ингал, В.И.Дерунов
1997 - член-корреспондент Российской академии художеств
2001 - действительный член Российской академии художеств
29 января 2008 г. - умерла в Москве в возрасте 84 лет.
вернуться в галерею
вернуться в анонсы