Даврон Сафоев
The honored artist of Uzbekistan Davron Safoyev (1932-2015) lived in Samarkand, he worked in the field of theatrical-decorative art. He has created wonderful scenery for many dramatic works, among them "Gulsanam", "Daughter of the mountains", "Heart of a Poet", "The Awakening", "The Legend of Samarkand" and others.
Самаркандский художник, заслуженный деятель искусств Узбекистана Даврон Сафоев (1932–2015) посвятил свою жизнь театрально-декорационному искусству.
Профессиональное образование в области театральной декорации и непосредственное творческое сотрудничество стали основой на пути постоянного роста его мастерства.
Жизнь Д. Сафоева была плодотворна. Он создал замечательные декорации ко многим сценическим произведениям, в их числе «Гульсанам», «Дочь гор», «Сердце поэта», «Пробуждение», «Легенда Самарканда» и другие.
Начиная работу над театральными декорациями, он всегда, прежде всего, изучал литературную основу сценического произведения, народные обычаи, национальные традиции, фольклор.
Для его творчества характерно симметричное соотношение композиции, цвета и линий, а также точное соответствие идее сценического произведения. Пластическое и цветовое решение созданных художником декораций всегда привлекало (и привлекает) внимание широкой театральной публики, побуждая ее к размышлению и философскому восприятию спектакля, способствуя средствами живописи, скульптуры и архитектуры раскрытию содержания и стиля театрального представления.
Театрально-декорационное искусство (сценография) - вид изобразительного искусства, связанный с оформлением театральных постановок. К произведениям театрально-декорационного искусства относятся декорации, обозначающие место действия спектакля, костюмы и грим актеров, бутафория, реквизит, освещение. Все эти элементы сценографии должны образовывать единое целое, выражать замысел театрального действия. Основой сценографии является декорация, включающая в себя изобразительное решение сценического пространства: задник, кулисы, занавесы, ширмы, драпировки. В классических театральных постановках обычно использовались живописные задники, которые вместе со сценическими конструкциями создавали иллюзию единой пространственной среды, где происходит действие спектакля. Воплощению декорации чаще всего предшествуют выполненный художником эскиз и макет сценографии.
Даврон Сафоев родился в 1932 году в городе Самарканде.
В 1955-1961 годах учился в Ташкентском театрально-художественном институте. Уже в годы учёбы у него сложились дружеские отношения с представителями различных национальностей, что во многом определило его дальнейший жизненный путь и направление в творчестве.
Художник так вспоминает свои студенческие годы: “Наш институт был единственным в Средней Азии и в нём учились много студентов из разных стран и городов. Я часто посещал вместе со своими друзьями из актёрского отделения их занятия. Педагоги с воодушевлением объясняли сценическое движение, студенты показывали этюды на занятиях по актёрскому мастерству, они много беседовали и спорили о драматических жанрах, рождении драматургии и о театре”.
Среди его педагогов были такие известные мастера, такие как народные художники Узбекистана Рахим Ахмедов и Юсуф Елизаров. Театрально-декорационному искусству он обучался у народного художника В.А.Рифтина, многие годы проработавшего главным художником Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои.
В 1951-1971 годы Даврон Сафоев жил в Таджикистане, где работал в издательстве и в театре. В 1971 году был назначен главным художником Самаркандского государственного театра оперы и балета, которую занимал долгие годы.
вернуться в галерею