Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней
Фитотерапия фитолечение

Лекарственные растения - особенности лечения и виды пременения

Живопись, скульптура, графика

Ксения Нечитайло (1942-2019)

Ксения Нечитайло - автопортрет

Ksenia Nechitailo belongs to the bright generation of artists of the 70s, when cultural life was marked by an appeal to the artistic traditions of the beginning of the XX century and to the folk traditional art. The world represented in her canvases is an accented reality, a routine marked by grotesque. Historical and artistic reminiscences and appeal to the primitive means are her way of search for new means of expressiveness.


Ксения Нечитайло принадлежит к яркой плеяде художников, которые вошли в искусство в 70-е годы, ознаменованные в культурной жизни обращением к художественным традициям начала ХХ века и к народному творчеству. Мир, представленный на ее холстах, - это акцентированная действительность, обыденность, отмеченная печатью гротеска. Историко-художественные реминисценции и обращение к примитиву означает для художницы поиск новых средств выразительности.

В каждой ее композиции, портрете и даже пейзаже естественные моменты бытия приобретают символическое звучание. Ее гротескные образы пронизаны авторским переживанием. Нечитайло избегает изображения шаблонной красоты: портреты ее героев сознательно деформированы, порой ироничны и даже пародийны.

В автобиографической работе «Роддом. Материнство» (1967-72) эпизод возводится в символ, натурный образ становится аллегорией. А такие картины, как «Карточный домик» (1977), «Гурзуф. Начало века» (1976-78) , «Сеновал» (1988), подтверждают концептуальную направленность ее творчества. Ее картины поражают сочетанием силы, энергии, динамики письма, экспрессии цвета и монументальности с психологической глубиной характеров, острой наблюдательностью и правдой изображения.

Мнение искусствоведов
«В одной из первых картин Нечитайло — небольшом полотне «Письмо» (1967) наиболее откровенно высказано восхищение художницы русским искусством начала XX века. Незамысловатый сюжет, грубоватая деформация фигуры, читающей письмо женщины, нелепые, на первый взгляд, сочетания открытых цветов — все это напоминает «вывесочно-подносный стиль» неопримитивистских портретов. В такой откровенной демонстрации излюбленных эстетических прототипов виден своего рода вызов современной живописной школе, если угодно - дерзость, утверждающая право художника на увлечение стилистикой прошлого».
(Е.Виноградова
)

«Уже в ранних картинах Нечитайло проявился ее дар монументалиста, к началу 1980-х полотна укрупнились и в то же время стали более лаконичными, почти лишенными бытовых подробностей. Нередко это одинокая фигура, поставленная на яркий или, напротив, нейтральный фон: таковы многие портреты, среди которых – запоминающиеся «Красный автопортрет» и «Автопортрет в шубе», «Варька-студентка», «Вася», «Ожидание». В этом же ряду экспрессивная «Обгоревшая», которая отсылает к обширному кругу произведений художницы, пронизанных экзистенциалистским ощущением трагизма сегодняшней действительности.
Искусству живописи К.Нечитайло присуща способность передавать эмоции с помощью чистой пластики. Характерные для нее игра с пространственными эффектами, дерзкое совмещение жанров, ассоциативность, соединение лирически-исповедальной интонации, идущей от традиции русского портрета, с экспрессивной манерой, иронией и гротеском поставили работы мастера в ряд выдающихся образцов отечественного искусства. Художница работает в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, тематической композиции, смело раздвигая сюжетно-жанровые границы. Порой она «внедряет» автопортрет в жанровую сцену, словно оттеняя свою роль наблюдателя. Большинство картин несут глубокий символический подтекст, явный и в работах последних двух десятилетий»

(Управление информации Российской академии художеств)

К.В.Нечитайло родилась 17 ноября 1942 года в Самарканде, Узбекской ССР. Дочь известного живописца В.К. Нечитайло, она после окончания Московской средней художественной школы при Институте им. В.И. Сурикова (1956-61), поступила в Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, который окончила в 1967 году, получив диплом с отличием. Её педагогами были А.М. Грицай, Д.Д. Жилинский и С.Н. Шильников. С 1969 года - член Московского союза художников, участник многих российских и международных выставок.
Картины Ксении Нечитайло находятся во многих музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в галереях и частных коллекциях в России и за рубежом в Германии, Голландии, США, Франции и др.
Отечественное искусство понесло тяжёлую, невосполнимую утрату - 13 мая 2019 года скончалась член-корреспондент Российской академии художеств живописец Нечитайло Ксения Васильевна.
вернуться в галерею

вернуться в Анонсы

культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

17.11.19 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

17.11.19 Рут Уэбб. Эстетика сакрального пространства

Экфрасис в современном литературоведении является многомерным понятием. Неоднозначность его смыслового наполнения проявилась уже в античное время. Во-первых, 
Подробнее

17.11.19 Ханс Зедльмайр. Искусство Борромини

Что можно извлечь из творений Борромини касательно личности Борромини? Заданный в такой форме, вопрос этот еще не совсем определенен. Он подразумевает заданность самих творений Борромини. Можно ли из них заключить, к какой расе принадлежал Борромини ...
Подробнее

17.11.19 Профилактика ожирения: от Иисуса сына Сирахова до наших дней

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее

17.11.19 Русская художественная керамика VIII-XXI века

Лекция-презентация иллюстрированной энциклопедии "Русская художественная керамика VIII-XXI века" - автор  Некрасова Мария Александровна.
Подробнее
Искусство
Искусство

Искусство (от церк.-слав. искусство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Веб-портал

Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.

Театр Комеди франсез
театр коммеди франсез