Палитра в мастерской художника
интервью, работы, статьи
исторические эссе исторические эссе

факты и домыслы, реконструкция исторических событий

Культура и религия диалог культур и религий
духовное единство человечества - это постоянный диалог многих культурных традиций, где каждый человек есть образ и подобие Божие
Художественное образование художественное образование

художественное образование не предполагает всеобщего превращения людей в художников. Однако художественная грамотность необходима всем

Кошка Даша мир глазами детей

детское творчество и образовательные программы для детей

Искусство врачевания искусство врачевания
от Ветхого Завета до наших дней

искусство и наука

Свет в теории и практике итальянского Возрождения

форма фотона
Автор: Екатерина Павлова

Свет является универсальным понятием, сформировавшимся на пересечении религиозных, философских. эстетических и научных представлений. На протяжении веков свет служил средством всеобъемлющего постижения мира. В теории и практике изобразительного искусства свет - одна из центральных проблем, а интерпретация оптических законов - основа моделирования художественной формы. Проблема эмоционального восприятия света, цвета и тени в произведениях изобразительного искусства приводит к вопросу о том, что вкладывается в само понятие «искусство» в определенный исторический период. В настоящей монографии прослеживается эволюция античных и средневековых представлений о свете и формирование концепции света в изобразительном искусстве эпохи Возрождения.

Глава 1. Становление теории зрительного образа
Зарождение представлений о функциях света в создании зрительного образа
Античные философы о свете и зрительном образе
Неоплатонизм. Понятия света и тьмы в трактатах Средневековья

Глава 2. Зрительные теории итальянского Возрождения
Трактаты Л.Б.Альберти: представление о красоте, геометрия перспективы
Оптика Леонардо да Винчи

Глава 3. От теории к художественной практике
Антропоцентризм эпохи Возрождения
Теория света и творческий метод художников итальянского Возрождения


Послесловие. Свет – природа и реальность. 
Автор: С.С.Ванеян, профессор, доктор искусствоведения, протоиерей

За пределами физики света
 Без света невозможно очень многое, в том числе и изобразительное искусство, потому что без него невозможно никакое зрение, а изобразительное искусство изображает визуальный опыт, изображает не сами вещи, а то, что было увидено, как увидено и сам факт того, что нечто было увидено. Визуальные предметы – это увиденные предметы, а не физические, и у них совсем иные свойства. Зрение – это конструирующая, порождающее активность, не пассивная репродукция, а активная продукция, поэтому одно из радикальных последствий развития техники – это усвоение фотографии как воспроизводящей модели визуальности. Само рождение фотографии связано с ошибочной моделью зрительного восприятия. Наше зрение – не camera obscura, это скорее – laterna magica. Фотография фотографирует не реальность, она фотографирует тёмную комнату, грубо говоря – саму себя. Для фотографии мир представляет собой замкнутый ящик, в котором, как кажется, движутся всевозможные лучи. Эта модель света как некого луча, откуда-то исходящего и чего-то достигающего – это, мягко говоря, не очень точное представление о свете.

Физическая теория света, на взгляд непосвященного, пытается соединить две взаимно исключающие модели света – корпускулярную и волновую. Свет – это и поток, и одновременно дискретность, то, что можно измерить. Фотоны создают энергию потока, они обладают удивительным метафизическим свойством. Они абсолютно независимы. Они единственные, кто не вступает ни в какие взаимодействия с другими элементарными частицами. Фотоны очень быстро, непрерывно и, что очень важно и очень подозрительно, движутся хаотично в пространстве с постоянной скоростью, независимо от всевозможных тел, полей и других элементарных частиц. Но проблема заключается в том, что если это поток, то, значит это движение, и оно где-то начинается.

Здесь уместно вспомнить теорию большого взрыва. Один из наиболее интересных постулатов в этой теории заключается в том, что поначалу фотоны были взаимодействующими частицами, более того, модели развития событий после этого большого взрыва описывают взаимодействия фотонов в звуковом диапазоне. Эта своего рода первозданная цветомузыка фактически и есть древнейшая история света. Фотоны света звучали, что подтверждает древнейшие и современные мифы о первозданной песне, обращённой к Творцу. Физики описывают всё это не словами, а математическими формулами. А математики смотрят на эти формулы и, по крайней мере, возмущаются, потому что для них физический способ обращения с математикой – это почти что кощунство, чисто потребительское отношение к чистому искусству – поэзии чисел и отношений...

Но искусствознание и даже история искусства может использовать физические теории в своих уже метафизических целях, потому что на самом деле искусствознание – часть гуманитарной традиции, традиции постижения и самопостижения человека, который не только физика, но и то, что за ее пределами.


культура СССР back to the USSR

советская культурная жизнь

Искусство и наука искусство и наука

статьи, лекции офф-лайн, беседы об искусстве

Художественный перевод научный и художественный перевод

искусствоведение, культурология, литература

традиционное народное искусство традиционное народное искусство

народное творчество, художественные промыслы

Народная игрушка народная игрушка
Кто сегодня делает народную игрушку? Для кого она создается? Кто играет в нее?
NEWS-НОВОСТИ

30.11.18 Мозаики Москвы. Вечные краски

Мозаичное искусство насчитывает тысячелетия. В наши дни оно может показаться анахронизмом. Тем не менее, оно продолжает занимать свою нишу в современной архитектурно-художественной практике, в декоре храмов, особняков и общественных зданий благодаря ...
Подробнее

29.11.18 Босх и загадки его творчества - иконографии

Линда Харрис открывает нам новые грани работ Босха, доказывая, что все его произведения последовательно передают еретические доктрины катаров. Мифы и доктрины к
Подробнее

29.11.18 Ханс Янтцен. О церковном пространстве в готике

Франц Куглер в своей «Истории строительного искусства» (1859) внутреннее пространство готической церкви назвал «воистину подобной Откровению Тайны, которая захватывает чувства, выхватывает и уносит за собой души и заставляет забывать те ...
Подробнее

26.11.18 Физкультурный парад как вид театра

Плещутся знамёна, звучит музыка, юноши и девушки размашисто маршируют в колоннах, катятся в «рейнских колесах»
Подробнее

17.09.18 Профилактика ожирения

Уважаемый читатель, возможно и Вы любите вкусно поесть, и, более того, Вас также мучает совесть (потом?) за количество съеденного? В таком случае, нам необходимо разобраться кто мы - чревоугодники, праздные повесы или больные люди, у которых ...
Подробнее
Искусство
Искусство
Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum — опыт, проба); ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Веб-портал
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.